Авто Зимний трофи-рейд глазами новичка

Зимний трофи-рейд глазами новичка

Соревнования по трофи-рейдам по-прежнему остаются самым массовым видом автоспорта в наших краях. Об этом объявил на закрытии I этапа чемпионата Тюменской области по трофи-рейдам «Железный перебор – 2009. Ледяной конвой» директор «Тюменского внедорожного к

" src=

Соревнования по трофи-рейдам по-прежнему остаются самым массовым видом автоспорта в наших краях. Об этом объявил на закрытии I этапа чемпионата Тюменской области по трофи-рейдам «Железный перебор – 2009. Ледяной конвой» директор «Тюменского внедорожного клуба» Константин Михайлов.

Уровень и число участников чемпионата год от года растет. Об этом свидетельствуют и успехи тюменских трофистов на соревнованиях более высокого ранга, например, на Кубке Урала, где собираются лучшие спортсмены одного из крупнейших регионов страны. К слову, в этом году один из этапов этого престижного состязания пройдет в Тюмени, что еще раз доказывает возросший авторитет наших джиперов.

Но вернемся к гонкам, которые прошли в канун мужского праздника – Дня защитника Отечества в районе деревень Перевалово, Ушаково, Чаплык, Успенка. Напомним, каждая команда состоит из пилота и штурмана, однако, если позволяет место, экипажи могут состоять и из трех и четырех человек. Лишние руки не помешают, если надо быстро размотать и закрепить лебедку, подтолкнуть машину, найти «кэпэшку» и сделать на нем фото. Порой это помогает сэкономить драгоценные минуты. Но важно, чтобы помощники были грамотными и расторопными. Иначе все выйдет наоборот – будут только мешать и задерживать.

Для приобретения опыта трофиста начать можно именно с роли помощника. Пилот и штурман будут ругаться нехорошими словами, вспоминать всех ваших родственников, пинать и иногда лупить складной лопатой плашмя по вашей бестолковой голове. Но вы, если хотите стать настоящим джипером, должны стойко сносить все тяготы и лишения.

Сергей Печкин и его «Кузнечик»

Итак, экипаж №11 в классе «экстрим»: пилот Максим Загурский, штурман Алексей Белоголов (бронзовый призер Кубка Урала – 2008 в категории ТР3 в экипаже с пилотом Александром Ивановым), первый помощник Александр Белоголов, стажер Есен Абилькенов – отправился на старт в таком составе уже во второй раз. Боевое крещение я получил в октябре на заключительном этапе сезона 2008 года «День водителя. Своя колея», где наша команда завоевала третье место. Однако трофи-рейд в зимних условиях мне предстоял впервые. Так что, по большому счету, я вновь выступал в роли дебютанта.

С предыдущего старта наш пятый член экипажа – верный УАЗ подвергся некоторым улучшениям, они, в частности, коснулись коробки передач и тормозной системы. Впрочем, как затем выяснилось, мастера СТО нас немного подвели, но об этом потом.

По дороге к месту старта мы встретили на трассе компанию коллег. Встреча получилась трогательной: на трофистов нахлынули воспоминания о прежнем соперничестве, после чего последовало обсуждение последних изменений в конструкциях вездеходов. Дождавшись еще несколько машин, дальше поехали уже дружной колонной, останавливая на себе изумленные взгляды водителей всевозможных седанов и хетчбэков.

Штаб гонки гудел, словно улей. В Дом культуры деревни Перевалово, который превратился в базовый лагерь соревнований, съехались более 40 экипажей из Тюмени, Кургана, а также гости с Ямала и Югры. УАЗы, «Нивы», «Тойоты», «Сузуки», а также совершенно невероятные конструкции, скорее напоминающие луноходы, выстроились на стартовой площадке, а вокруг с озаренными лицами сновали гонщики. Бурю эмоций вызвало появление в лагере белоснежного агрегата Александра Иванова с эффектным именем «Фердинанд», выведенным на защите и двери. Вообще, присвоение имен собственных своим вездеходам у трофистов вошло в традицию. «Кузнечик», «Пепельница», «Колобок», «Буцефал»... У каждого имени своя история или, если хотите, легенда.

Консилиум

Восторженными возгласами коллеги встретили и «Кузнечика» – крохотный двухместный Suzuki Samurai, из которого с важным видом в своих фирменных шляпах вышли такие же легендарные, как и их «броневичок», пилот Сергей Печкин и штурман Евгений Фролов. Сергей рассказал, что к этому сезону установил новую подвеску, усилил полуоси и произвел еще кое-какие манипуляции для улучшения характеристик проходимости «Самурая». Машина полностью подготовлена в соответствии с требованиями РАФ в категории ТР-1, в которой Сергей и Евгений намерены сокрушить своих конкурентов на Кубке Урала. И I этап чемпионата области экипаж рассматривал в том числе и как тест перед более ответственными стартами.

Кое-кто из участников раскрыл мне тайну, что на самом деле эти двое – инопланетяне, которые прибыли на своем космическом аппарате, умело замаскированном под внедорожник. А потому проигрывать им незазорно. Вот и в этот раз прогнозы большинства экспертов относительно победителя в категории «экстрим» подтвердились. Но не будем забегать вперед.

Когда же напряжение ожидания, казалось, достигло апогея, обстановку разрядило появление секретаря ТВК Юлии Михайловой с крохотным сынишкой Григорием, самым юным болельщиком этих соревнований.

Итак, регистрация, брифинг, старт. Участникам раздали конверты с координатами 37 контрольных точек СУ-1 – GPS-ориентирования. Проблемы у нас начались с самого начала: заартачился ноутбук, когда мы попытались забить туда координаты. Пришлось воспользоваться КПК. Но не это нас расстроило, а то, что потраченное на ноутбук время нам в итоге наверняка аукнется. Наконец, в путь. Точки были разбросаны по лесу двумя основными линиями, протянувшимися от Червишевского тракта к Пышме. Мы решили начать с той, что была расположена дальше от БЛ, спуститься к реке, а по ближней ветке вернуться в лагерь.

Сергей Печкин и Евгений Фролов

Небольшие расхождения в координатах, которые затем признали сами организаторы, стоили нам еще нескольких минут, проведенных в беготне по сугробам. Но в целом шли мы неплохо. По дороге то и дело встречались героические «Нивы». ТВК перед этими соревнованиями внес изменения в регламент, разрешив, в частности, использовать лебедки в категории «стандарт». Однако лишь немногие успели установить эти полезные устройства вовремя. Поэтому при виде мучений некоторых экипажей на глаза едва не наворачивались слезы. Но бравые парни, презрев жалость к себе, яростно продолжали бороздить сугробы.

«В прошлом году плотный график соревнований не позволил нам показать максимальный результат в различных соревнованиях, – рассказывает Сергей Печкин. – Мы приняли участие только в двух этапах из четырех. Заняли в них первые места, но по общему зачету до «золота» не дотянули. А на Кубке Урала в ТР1 стали лишь четвертыми». Так что в этом сезоне Печкин и Фролов, судя по всему, рассчитывают на сатисфакцию.

Между тем у 33-й точки случилось настоящее столпотворение. На небольшом участке собралось машин семь-восемь. К тому же «Колобок» потерпел небольшую аварию, загородив колею. Остальным пришлось искать объездной путь среди тесно растущих или поваленных деревьев и вздыбленных корней. Здесь нам впервые пришлось воспользоваться лебедкой, к тому же березы основательно поскребли наши крылья и двери. Хорошо, что ребята предусмотрительно сняли зеркала.

Собрав все точки по направлению к реке, мы не без опасений спустились на реку. Однако лед оказался еще достаточно крепким. При съезде с берега наш УАЗ одним колесом полностью ушел под лед. Пришлось доставать хай-джек, который постоянно соскальзывал, норовя кого-нибудь покалечить. За этим занятием нашу бригаду застал экипаж Ильи Нищеты, с которым мы затем какую-то часть дистанции прошли вместе, предупреждая друг друга по рации об опасных участках.

В одном из таких мест Илья все-таки отстал. И мы вновь остались одни. Вскоре нас ждали новые неприятности: вышло из строя реле генератора и напрочь отказали тормоза, а временами вылетала первая передача. Проблему с зарядкой на время удалось решить с помощью нехитрого устройства с проводками. А вот из-за проблем с КПП и в отсутствие тормозов потребовалось все мастерство Максима, чтобы разворачиваться между деревьями и зависать на склонах, где были расположены «кэпэшки».

Алексей Белоголов фиксирует взятие КП

Опять же все это отняло немало времени. В итоге к закрытию финиша СУ-1 (20:00) мы взяли лишь 28 точек из 37. Как я понял, это не слишком хороший результат для претендентов на призовые места, к коим причисляется и экипаж №11 в классе «экстрим». Во всяком случае мои спутники остались собой недовольны.

Однако посыпать голову пеплом было некогда. Всего через два часа стартовал второй спецучасток – ориентирование по легенде. Вкратце суть такова: штурман получает список, где стрелками указаны направления движения и расстояния до определенных объектов. В качестве ориентиров может выступать что угодно: пожарные рвы, овраги, замерзшие ручьи, столбы ЛЭП, заборы, сваленные деревья и так далее. Главное: найти объект с красной ленточкой и цифрой и сфотографироваться рядом с ним, чтобы было видно цифру и номер машины.

Но прежде был долгожданный ужин, во время которого гости из Кургана, уже прославившиеся в среде джиперов своим вокальным дарованием, побаловали товарищей и хозяев Переваловского Дома культуры душевными казацкими песнями, часть из которых, как мне показалось, была чистой импровизацией исполнителя, что впрочем ничуть не испортило впечатления от спонтанного концерта... А за это время Максиму удалось раздобыть запчасти и привести в порядок генератор – ну хоть о чем-то на СУ-2 голова болеть не будет.

Я наивно полагал, по опыту предыдущих соревнований, что «легенда» займет не более пары часов... Мое разочарование было безмерным, когда выяснилось, что раньше восьми утра мы не финишируем. В опустившейся темноте надо было смотреть во все восемь глаз, чтобы не пропустить ни одной из девяти КП легенды – за каждую не взятую точку грозил катастрофический штраф – четыре тысячи(!) минут. Желание быть хоть в чем-то полезным своим товарищам какое-то время держало меня в тонусе. Но усилившийся к ночи морозец, лесная мгла и чудовищная усталость все-таки утянули меня в царство Морфея.

Константин Михайлов

Заставить очнуться мог только очередной удар головой об дверь, когда УАЗ выскакивал из колеи или форсировал ручеек. В полубреду грезилась ванна, согревающий кофе и мягкая постель... Немалых усилий стоило взять себя в руки и окончательно не превратиться в жалкого офисного хлюпика в глазах товарищей, которых я, как и парочку из «Кузнечика», уже стал подозревать в неземном происхождении. По крайней мере, что-то от терминаторов в этих парнях есть.

Помимо легенды, в задании были обозначены еще 18 дополнительных КП, поиск которых велся уже через GPS. На них можно было заработать совсем не лишние зачетные очки, а расположены они были как правило вблизи от трассы легенды.

Весь путь мы проделали в паре с экипажем «Кузнечика», несмотря на то, что Сергей и Евгений – прямые конкуренты Максима и Алексея по «экстриму». Вот что значит джиперское братство. «Кузнечики» по рации снабжали нас информацией о дополнительных КП, а мы вели их по легенде. Один... Два... Четыре. Где же осталась третья точка? Оказалось, не только мы ее потеряли. Пришлось возвращаться.

С каждым встречным экипажем то и дело завязывался незамысловатый диалог: «Третью точку взяли?» – «Нет, а вы?». Наконец, нам посчастливилось повстречать ребят, которые эту злополучную точку нашли. Взяв «тройку», все так же дуэтом бросились наверстывать время.

Альянс получился весьма продуктивным – результаты обоих экипажей на СУ-2 оказались одними из лучших. Легенда пройдена полностью, а из дополнительных КП непокоренными остались лишь две-три. Последняя дополнительная точка была одной из самых экстремальных: она располагалась на глиняной стене обвалившегося берега реки. Для ее взятия надо было заехать на лед, глубина воды под которым оставалась для нас тайной до того момента, пока туда первым не спустился «Кузнечик».

Легкий «Самурай» катался по вылившейся через колеи воде, как гидроцикл. Когда же в реку спустился наш УАЗ, он немедленно превратился в ледокол, окончательно размесив ржавого цвета массу. Точку мы, конечно, взяли, но своим последователям задачу осложнили. Правда, опытнейшего Сергея Тарковалина, заехавшего в реку на своем «Колобке» сразу вслед за нами, плавающие в полынье льдины ничуть не смутили.

Алексей Белоголов

Взошедшее почти одновременно с нашим финишем солнце придало сил. А за время, оставшееся до старта СУ-3, пилот успел привести в порядок и тормоза. Так что к фрирайду подошли практически в полной боевой готовности. Этот скоротечный этап сложился для экипажа №11 удачно: покорены все 22 точки.

Когда объявили результаты, настроение у нас стало заметно лучше, чем накануне вечером после финиша СУ-1. Второе место – хорошее начало сезона, тем более что уступили только марсианам (или сатурнянам?).

Для меня лично этот этап в физическом плане сложился куда тяжелее, чем осенний, еще раз убедив, что трофи-рейд – это самый настоящий спорт, где необходимы не только технические навыки, но и недюжинная сила, а главное – железный характер и умение презирать трудности.

Прежде всего это заслуга организаторов, поскольку этапы проходили в режиме нон-стоп, оставляя очень мало времени на восстановление. С другой стороны, снег – не болото, не пришлось мокнуть и не докучали насекомые. Экстрима было бы побольше, не будь нынче такая малоснежная зима. Но это от проводящей стороны уже не зависело.

Организатор чемпионата – АНОА «Тюменский внедорожный клуб» благодарит за помощь в проведении этапа главу Переваловского муниципального образования Эдуарда Егунова.

Результаты I этапа Чемпионата Тюменской области по трофи-рейдам «Железный перебор – 2009. Ледяной конвой» (21–22 февраля)

«Спорт»:

  1. Евгений Михалев, Евгений Горяев;

  2. Олег Янин, Александр Уткин;

  3. Сергей Тарковалин, Евгений Соловьев.

«Экстрим»:

  1. Сергей Печкин, Евгений Фролов;

  2. Максим Загурский, Алексей Белоголов;

  3. Александр Клевцов, Максим Григорьев.

«Стандарт»:

  1. Владимир Мархель, Евгений Николаев;

  2. Николай Кузьмин, Вячеслав Швецов;

  3. Андрей Закс, Сергей Неделин.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем