Когда накануне встречи с автореставратором Игорем Лучевниковым я рассматривал фотографии его Ford F-100 в интернете, масштаб автомобиля был совсем не очевиден. Настоящий? Или модель? Его выдавали мелкие детали, вроде травы размером с папоротник и слишком глухой тонировки лобового стекла...
Мечта советских школьников стала реальностью: радиоуправляемые модели доступны сегодня в невероятном многообразии вариантов. С электрическими моторами или бензиновыми, с футуристическими кузовами или копиями настоящих. А еще с работающими подвесками, мостами, приводами, дифференциалами — уровень техники сравним со взрослыми машинами. Даже жаль, что мы уже не школьники.
В среде фанатов ценятся модели, где высока доля индивидуальных находок, тем более, переделке поддается все: от кинематики подвески до оформления интерьера. Но если на все фантазии не хватит, полчища фирм предлагают готовые решения.
— Я занимаюсь ремонтом и реставрацией классических автомобилей, — рассказывает Игорь. — О моделировании практически ничего не знал, но зимой наткнулся на тематический форум моделистов и решил попробовать сам. Оказалось, это целая индустрия: грубо говоря, у этого Ford стоят пластмассовые мосты, но можно купить фрезерованные из металла или изготовить самостоятельно. Все компоненты имеют стандартные присоединительные размеры, чтобы вы могли выбрать их из каталогов разных производителей — всё как у настоящих машин.
Для подобных машин существуют соревнования, где важна как техническая начинка, так и мастерство управления. Например, для «краулеров» устраивают триалы или трофи-рейды, где необходимо преодолеть внедорожную трассу за определенное время. Некоторые приемы управления годятся и для взрослой езды: так, одолеваю канаву, Игорь выставлет вездеход диагонально, чтобы длинноходные подвески дали колесам зацепиться за дно.
— Я хорошо рисовал и мечтал стать автомобильным дизайнером, — рассказывает Игорь. — Но в России профессия не востребована, а возможности учиться за границей не было. Закончив технический вуз, много лет работал в кузовных цехах автодилеров, а потом, можно сказать, по счастливой случайности, начал реставрировать довольно редкие, классические автомобили, вроде Ford Mustang 1967 года и Porsche 911 поколения 964.
Создание моделей — еще один способ отточить навыки инженера и дизайнера, да и просто дать волю фантазии, создать нечто своё, индивидуальное, проработав до мелочей.
Напримр, в этом «Форде» больше всего цепляет мелкая деталировка, которую Игорь сделал из подручных материалов.
Когда я замечаю, что даже потеки ржавчины под ручками дверей выглядят убедительно, Игорь смеется:
— Да, во время работы я насмотрелся на ржавые кузова.
Но если в этом Ford проявился больше Игорь-дизайнер, то есть и другой проект, где автор выступает уже в роли инженера.
— Модель не копирует существующий автомобиль, но технически будет достаточно сложной, например, кузов собирается на пространственной раме с применением пластика и углеродного композита для достижения идеальной развесовки, — объясняет Игорь.
И пусть тема автомоделизма прочно ассоциируется с детскими игрушками, он дает выход творческой энергии тех, кто чувствует в себе потенциал конструктора. Но при этом не всегда имеет возможности дорабатывать настоящий автомобиль, где бюджетные ограничения ставят крест на большинстве смелых идей.
Автомоделизм позволяет реализовать инженерные амбиции за 1% стоимости. Ведь если талант есть — он проявится даже в масштабе 1:10.
Автомоделизм — это...
Фото: Артем Краснов