Вождение, безусловно, меняет человека. Многие помнят агрессивное поведение таксиста из фильма «Брат-2». Это, увы, не художественное преувеличение. Подмечено, что даже самые интеллигентные люди, садясь за руль, начинают употреблять выражения «покрепче». Мы попробовали разобраться, почему с людьми происходит такая метаморфоза.
Использовать мат многие начинают еще в учебной машине. «Не знаю, как у опытных водителей, но у меня как у новичка, каждое вождение – небольшой стресс, – объясняет свое поведение ученица автошколы Марина Стеклова. – Нервы на пределе, каждая мелочь пугает и выбивает из колеи. Необходимость постоянно быть на пределе внимания и контролировать обстановку, где нет мелочей, и все очень важно, порождает нервное напряжение. Мат – способ разрядиться, избавиться от негатива, и вообще, в стрессовой ситуации становится уже не до литературной речи».
Стрессом оправдывает мат и водитель с девятилетним стажем Виктор Неделин. Правда, сам он бранную лексику почти не использует. «Я стараюсь не материться, особенно при детях и женщинах. С нашими водителями, конечно, сложно удержаться от матов. Бывает, кто-нибудь так подрежет, что едешь потом «ни жив, ни мертв». Конечно, проводишь такого парой ласковых. Но сопровождать любой маневр соседей по потоку матерными замечаниями – это распущенность».
Мнение лингвиста
За комментарием по поводу причин появления бранных слов в лексиконе водителей мы обратились к доценту кафедры русского языка ТюмГУ Наталье Кузнецовой.
«Цитируя статью историка Вадима Михайлина «Русский мат как мужской обсценный код», можно сказать, что мат есть непременная принадлежность всякого чисто мужского коллектива, – рассказывает эксперт. – Изменение речевого статуса мата произошло в ХХ веке. В нашей стране это изменение пришлось на его первую половину, особенно на вторую мировую войну. Массовый приход женщин в армейскую среду не мог, естественно, не сказаться на поведенческих практиках фронтовичек.
Специфические зоны, в которых строгий табуистический запрет на женский мат постепенно сдавал свои позиции, существовали и в тылу. Женщины, которым приходилось осваивать традиционно мужские профессии, в ряде случаев были фактически вынуждены переходить на мат как на «профессиональный жаргон». В первую очередь, это касается таких исключительно мужских до войны профессий, как пастух или скотник. Парадокс «вхождения в профессию» заключался в том, что скотина, прекрасно понимавшая в пределах деревни «человеческий» язык, неожиданно резко переставала его понимать, едва выйдя за околицу, то есть попав в ту самую зону исключительно мужского говорения, где мужчины-пастухи общались с ней на «территориально-магически оправданном» мужском коде. И без того уже расшатанная и пролетаризированная крестьянская община заговорила после войны на мате практически поголовно, и это остается свойственным русской деревне и по сию пору».
«Этот тезис из статьи историка я могу подтвердить примером из жизни моей собственной бабушки, – говорит Наталья Кузнецова. – Она вспоминала, что до войны в повседневной речи не употребляла матерные слова, а в войну ей пришлось ими пользоваться, когда она работала в колхозе конюхом. Действительно, ее объяснение было таким, что "конь иначе не понимает". Что-то подобное, судя по всему, происходит и с женщинами (и вообще со всеми людьми), севшими за руль: у них, очевидно, есть ощущение, что «здесь иначе говорить невозможно». «Здесь» – это на автодороге, которая, вероятно, воспринимается как чуждое, противопоставленное дому пространство, даже пространство войны».
Лишь бы не дошло до драки
Несдержанных на эмоции людей в нашей стране принято называть психами или больными. Однако, вредно ли частое употребление бранных слов – вопрос спорный. «Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно, – поясняет заведующая кафедрой психиатрии ТюмГМА Татьяна Раева. – С одной стороны, постоянное состояние гнева наносит вред человеческой психике. С другой стороны, человеку необходимо каким-то образом проявлять свои эмоции. У мата есть своя функция в нашем языке. Запретить его нельзя. Что мы можем предложить взамен водителям для освобождения от отрицательных эмоций? Наверное, пока ничего».
Тем не менее полезный совет эмоциональным водителям все же можно дать. Как минимум, рекомендуется поменьше жестикулировать и держать окна плотно закрытыми. Ведь негодяй, выведший вас из равновесия, всегда может оказаться еще более несдержанным, чем вы.