Лето для владельца мотоцикла – это не то же самое, что для автолюбителя или пешехода. Теплая погода в наших широтах для байкера, словно манна небесная, а если посчитать сколько теплых деньков, да еще и без дождя выпадает на мотосезон, то и совсем может грустно стать.
Вспомните ощущения от быстрой езды на велосипеде или в машине на заднем сиденье с открытыми окнами. А теперь умножьте их на 20. И прибавьте к этому еще пару банок насекомых разных видов и размеров. Вот примерно так можно описать ощущения от езды на мотоцикле без ветрового стекла первые несколько раз. После этого начинаешь многое чувствовать тоньше, а на что-то уже перестаешь обращать внимание. Все чувства от окружающей действительности и меняющейся погоды обострены в сотни раз. Тем более что первый сезон – самый незабываемый.
Езда на скорости 90–110 километров в час по трассе – это преодоление себя и наслаждение от происходящего. Для понимания описываемого достаточно привести несколько примеров. Во-первых, перемежающиеся участки солнца и тени (от леса, например) – это дикие перепады температуры, от которых сердце замирает, как когда человек входит в прохладную воду. Во-вторых, порывы ветра. Порой, они ощущаются и в автомобиле. Но не будем забывать мотоформулу – умножай все ощущения на 20. Итак, синоптики на двух колесах чувствуют любую смену ветра – будь то небольшой порыв после проехавшего грузовика или резкая смена направления, не дай бог, при входе в поворот, когда еще мотоцикл нагружен.
И, наконец, в-третьих, насекомые. Это вообще отдельная история, ведь самое неприятное, что может «прилететь» с этой стороны – так это залетевший в открытый шлем жук, а еще лучше шмель или оса. Вот тогда ситуация может быть действительно опасной. При этом даже маленькие и безобидные на первый взгляд мотыльки или бабочки оказываются крупными снарядами, попадающими в шлем, на скорости даже 50 километров в час.
Но все это мелочи по сравнению с атмосферой езды и единения с мотоциклом. Плавные повороты дороги, гладкий асфальт старого Ирбитского тракта (до границы Тюменской области), холодный воздух и ласково «шуршащий» V-твин под тобой – вот такой рисовался путь на байкерский слет в город-легенду для многих российских и не только мотоциклистов – Ирбит. Да и путь невелик – всего 200 километров, и ты в этом городе, а потом еще пару-тройку десятков километров – и на месте байк-слета.
Надо сказать, что раньше Ирбитский мотофестиваль проходил на другой площадке, к которому дорога была асфальтированная, где людей собиралось больше, трава была зеленее, солнце светило ярче, ну и далее по тексту... В оценке бывшего места сбора уральских, российских и иностранных любителей мототехники были едины все, кто не первый год посещает ирбитские слеты.
С другой стороны, в любом событии, а на байкерский сезон их выпадает не так и много (ведь не всегда в исправности техника, водитель или погода, да и расстояния порой до слетов достаточно большие – а значит, и много денежных затрат), нужно искать радостные моменты. Первый – это, конечно, время в дороге в прекрасную солнечную погоду. Далее – это возможность никуда не торопиться и останавливаться везде, где действительно стоит притормозить. Для нас первой остановкой после заправки в Тюмени был памятный знак, разделяющий Сибирь и Урал.
Следующим пунктом назначения был мотомузей в Ирбите. Быть байкером и не хотеть попасть в музей или хотя бы краешком глаза увидеть выставленные там раритетные и не только экземпляры – это то же самое, что быть ребенком и не желать идти в парк аттракционов. Главной изюминкой музея мотоциклов является то, что все экспонаты в рабочем состоянии. Кстати говоря, они не раз приезжали в Тюмень, например, на первый День байкерской культуры и на другие мероприятия, связанные с мототематикой.
Зал небольшой, посетители идут по кругу, олицетворяющему развитие и роль мототехники в истории: это и Великая Отечественная война, и время великих социалистических побед, и эпоха советского мотокросса. Вход в музей стоит всего 50 рублей, а фотосъемка – 100 рублей. При входе спрашивают, откуда приехали. А на выходе уже мы поинтересовались количеством людей, посещающих музей. Точную цифру работники затруднились сказать, но примерную озвучили – порядка тысячи человек ежемесячно, но летом, безусловно, количество людей, приезжающих сюда, растет.
И вот музей пройден, пора двигаться дальше. Так как на эту «поляну» мы ехали впервые, то пришлось спрашивать маршрут. Но на ближайшем светофоре мы поравнялись с местным байкером на Yamasaki, который любезно проводил нас до дороги, ведущей напрямую к месту сбора. Когда мы поинтересовались качеством дороги, попутчик осмотрел с улыбкой наши мотоциклы и сказал: «Там грунтовка по полю два-три километра, не знаю, как вы там на чопперах проедете. Ее особенно после дождя размывает».
Живописные места и желание ехать вперед отвлекли от нужного поворота, и мы проскочили до деревни, где развернулись и поехали обратно. Свернув на асфальтированную дорогу с неожиданными выбоинами, мы направились в сторону деревни, от которой предстояло ехать дальше – непосредственно на сам байк-слет. Проезжая через деревню, местные мальчишки на велосипедах тянули вверх рокерскую «козу», что означало движение в верном направлении и то, что можно было больше не спрашивать дорогу.
Асфальт, как это бывает, резко оборвался, впереди были песок со щебнем, а после и «долгожданная» грунтовка. Успешно проскочив этот участок дороги, перед нами, наконец, предстали заветные ворота бывшего пионерского лагеря «Малиновка». Взяли нас, как говорится, «тепленькими» инспекторы ГИБДД, проверившие все документы и предостерегшие нас от выезда за охраняемую территорию лагеря. Обосновали они это следующей фразой: «Район криминальный – за два дня три трупа». Что называется, «вечер перестает быть томным». Тем не менее, заплатив 500 рублей за входной билет и ответив на вопросы охраны о наличии запрещенных для провоза вещей отказом, мы проехали на территорию.
Самое главное после того, как попадаешь на территорию байк-слета, сразу же поставить палатку, припарковать поближе мотоцикл, зачехлить его и забыть о том, что на нем можно кататься до дня отъезда. Связано это с тем, что веселые «покатушки» на территории мотофестиваля заканчиваются обычно отпавшими зеркалами, поцарапанными выхлопными трубами, а иногда даже, по рассказам бывалых, и потерянными ключами от мотоцикла.
Здравый смысл и воспоминания о трудностях приобретения байка берут верх – и вот техника припаркована, и можно спокойно пройтись по территории, посмотреть, что и где находится.
Первым делом ищем водоем, ведь что может быть лучше в летний день, чем освежиться в речке Ирбит?! Дно в ней илистое, малоприятное по ощущениям, и тем не менее прохлада воды дарит возможность расслабиться и освежиться. Далее вопрос стоял в выборе пищи и ее стоимости. Как и было обещано организаторами, цены на еду оказались по сегодняшним расценкам смешными.
Несколько слов о публике. На подобного рода мероприятия съезжаются все любители мотоциклов, даже те, у которых их пока или уже нет. К тому же программа мероприятий такова, что слет собирает не последние российские рок-группы. В этом году в Ирбит приехали Олег Гаркуша (в качестве ведущего), Вася Обломов, группы «Сансара», «Пилот» и «Чичерина».
Знакомятся здесь все и со всеми: стоит только улыбнуться или подойти поинтересоваться чьим-то мотоциклом. Не скажу, что все, но большая часть приезжающих мотоциклистов расположены к общению. Несколько непонятным до сих пор остается нахождение на байкерских слетах детей разных возрастов, ведь публика, ее поведение и многое другое здесь далеко не детские. В пятницу, 26 июля, людей, решивших приехать в «Малиновку», было не так много, но ближе к вечеру и в субботу практически все площадки были заняты палатками, мотоциклами и машинами.
Среди гостей мотофестиваля были в основном байкеры из Челябинской, Тюменской, Курганской и других близлежащих областей и регионов. Кроме того, на мотоциклах «Урал» приехали байкеры из Москвы, Санкт-Петербурга (добирались неделю), а также гости из штата Канзас, США.