Авто Автошкольный перекос: прибыль в ущерб качеству

Автошкольный перекос: прибыль в ущерб качеству

В Тюменской области сложился рынок оказания услуг по подготовке и переподготовке водителей. Но с некоторым перекосом: обучение вождению превратилось в обычный бизнес с целью получения максимальной прибыли. А существующая конкуренция между автошколами свел

В Тюменской области сложился рынок оказания услуг по подготовке и переподготовке водителей. Но с некоторым перекосом: обучение вождению превратилось в обычный бизнес с целью получения максимальной прибыли. А существующая конкуренция между автошколами свелась к ценовой политике. Это один из факторов, негативно влияющих на качество подготовки водителей, считает генеральный директор ООО «УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин.

Всего в регионе действует около 80 автошкол, половина из которых находится в Тюмени. За десять месяцев этого года подготовлены более 18 тысяч водителей. В основном – легковых автомобилей. Порядка шести–восьми образовательных учреждений ведут подготовку водителей категории С, и еще четыре школы обучают водителей категорий D, Е.

«Реальная стоимость обучения водителя легкового автомобиля сегодня оценивается в 35–38 тысяч рублей. У нас она находится в пределах 20 тысяч, а в сельской местности достигает 10–12 тысяч рублей. При этом автошкола должна обеспечить выполнение единых программ, в которых только на вождение предусмотрено 50 часов с реальной стоимостью одного часа 500 рублей. Можно смело говорить, что предусмотренные программы рядом школ не выполняются в полном объеме, – говорит Алексей Шукшин. – Парадокс заключается в том, что, хотя большинство желающих готовы научиться уверенно и надежно управлять автомобилем стоимостью, порой, более миллиона рублей, но из двух школ большинство выбирает ту, где стоимость меньше, а процесс обучения короче и проще».

Стоит сказать, что в Тюмени до сих пор ряд автошкол разделяет стоимость обучения на теоретическую и практическую. Теоретическая часть стоит 11–12,5 тысяч рублей и вносится в кассу, а практическая – 250 рублей за час вождения и оплачивается инструктору. Как работает инструктор: по договору, как частное лицо или предприниматель – большой вопрос. Такие школы не имеют проблем с набором учащихся и берут не столько качество подготовки, сколько количеством обучающихся. Что в свою очередь приводит к недобросовестной конкуренции.

Не лучшим образом ведется и обучение кандидатов в водители категорий C, D, Е . Их число незначительно, в результате чего происходит распыление курсантов по автошколам: в группах обучается по 15–20 человек на категорию С и от двух до пяти человек на категории D, Е. При заниженной стоимости переподготовки водителей с категории С на D можно обучиться вождению и за десять тысяч рублей, что также не способствует качеству подготовки.

«К сожалению, сложившаяся ситуация тревожна. Это же касается инструкторов по вождению. В среднем преподаватель или инструктор обучается не больше двух недель, как следствие – слабое знание методики обучения, низкий уровень знаний правил дорожного движения, – пояснил Алексей Шукшин. – В инструкторы, как правило, идут работать водители со средним образованием и удостоверением о повышении квалификации в Западно-Сибирском государственном колледже, программа которого не отвечает современным требованиям. Поэтому самим образовательным учреждениям приходится проводить дополнительные занятия с новыми преподавателями и инструкторами, чтобы уровень их знаний и навыков отвечал современным требованиям».

Для повышения качества подготовки сегодня недостаточно иметь стол, стул, мел, доску и плакат. Необходимо внедрять и применять новые технологии и оборудование: мультимедийные средства, интерактивные доски с программным обеспечением, позволяющим создавать конкретные дорожные ситуации, автотренажеры нового поколения на компьютерной основе и т.д. Это же относится и к обновлению автопарка школ. Не секрет, что сейчас обучение водителей автобусов ведется на машинах с 20-30-летним сроком эксплуатации.

По мнению Алексея Шукшина, в Тюменской области необходимо создание единой системы подготовки и переподготовки водителей, а также преподавательского состава и инструкторов по вождению. Надо сконцентрировать обучение водителей категорий D, Е в одной, максимум двух автошколах с осуществлением надзора за их деятельностью и рекомендовать автошколам нижний порог стоимости обучения, отражающий реальную ситуацию подготовки водителя.

Напомним, затянувшаяся реформа автошкол предъявляет к образовательным учреждениям все новые и новые требования, заставляя их вкладывать все больше финансовых средств. Так, в октябре этого года автошколам вновь пришлось пересматривать учебные планы и закупать новое оборудование. В соответствии с приказом министерства образования вводятся практические часы по психологическим основам безопасного вождения. Программа подготовки водителя сразу на две категории – B и C – упраздняется: на каждую из них нужно обучаться отдельно. Кроме того, оказание первой помощи будет отрабатываться на современных электронных манекенах. Изменения коснулись видов отчетности учеников по дисциплинам.

Новые программы подготовки водителей были введены приказом Министерства образования в 2008 году. Тогда же утверждены требования к автошколам по их оснащению техническими средствами и требования по квалификации педагогических кадров. Они предписывали каждой школе иметь аппаратно-программный комплекс тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, оснастить учебные автомобили комплексами аудио и видеонаблюдения, оборудовать автодром, дорожными знаками, светофорами и другими техническими средствами. Но 26 ноября 2009 года приказом министерства все эти требования были отменены.

Одно из последних нововведений – предстоящая аккредитация автошкол. Те учреждения, которые захотят пройти эту процедуру и подходят по требованиям (наличие компьютерного класса с обучающими программами, автоматизированного автодрома, средств видео- и аудиофиксации в машинах), смогут принимать теоретическую часть и первый этап практического экзамена (автодром) на собственной территории. Насколько предлагаемые меры поваляют на качество подготовки водителей, пока судить сложно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем