Авто Подержанные иномарки угрожают авторынку России

Подержанные иномарки угрожают авторынку России

Создание таможенного союза может нанести тяжелый удар автомобильным рынкам: в Россию хлынет поток дешевых подержанных иномарок, ввезенных физическими лицами через Белоруссию, а белорусские автосалоны понесут потери, опасаются дилеры. Россия, Белоруссия и

Создание таможенного союза может нанести тяжелый удар автомобильным рынкам: в Россию хлынет поток дешевых подержанных иномарок, ввезенных физическими лицами через Белоруссию, а белорусские автосалоны понесут потери, опасаются дилеры. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали документы о создании таможенного союза и переходе с 1 января этого года на единый таможенный тариф, а с 1 июля – создании единого таможенного пространства.

В России действуют высокие 25-процентные импортные пошлины на новые и запретительные – на подержанные автомобили. Из-за увеличения таможенных пошлин на новые машины до уровня российских доля новых автомобилей на рынке Белоруссии сократится в четыре-пять раз с 11–15 процентов в 2009 году, предполагает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. В то же время, в первом полугодии может резко вырасти импорт в Белоруссию подержанных иномарок, в том числе для поставок в РФ, пишет Reuters. «Ввоз подержанных автомобилей физическими лицами будет превалировать. Он будет гигантским. Люди будут покупать машины впрок, а после июля эти машины повезут в Россию. Это будет очень выгодно», – сказал Reuters Михневич.

По предварительным данным, в 2009 году объемы продаж новых автомобилей в Белоруссии из-за кризиса снизились на треть до 20 тысяч штук. Общий объем рынка, включая подержанные автомобили, составил 200 тысяч штук в 2008 году, а по итогам 2009 года предположительно составит 150–170 тысяч. Прогнозы на 2010 год эксперты делать пока не берутся. Белоруссия, которая не имеет своего производства легковых автомобилей, не хотела поднимать пошлину до уровня российской, но все-таки пошла на этот шаг в надежде на отмену пошлины на ввозимую из России нефть в рамках таможенного союза. С конца прошлого года Минск и Москва еще не решили спор о пошлинах на нефть.

Белорусское правительство надеется, что таможенный союз, открывающий белорусским компаниям рынки России и Казахстана, позволит создать собственное сборочное производство легковых автомобилей, и предоставило значительные льготы компаниям, которые придут в страну. Минск называл итальянский концерн FIAT в качестве возможного партнера. Ранее Белоруссия уже трижды пыталась организовать на своей территории сборку легковых автомобилей, но проекты не получили развития из-за ограниченности местного рынка.

В принятых документах о таможенном союзе обнаружилась лазейка, которая может привести к тяжелым последствиям для российского рынка. С 1 января пошлина на ввоз автомобилей была повышена только для юрлиц. Условия ввоза машин физлицами в рамках таможенного союза будут выработаны к июлю, а в первом полугодии для граждан будут действовать прежние правила. Российские игроки авторынка бьют тревогу.

В начале декабря по итогам ноябрьских продаж вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Мартин Ян заявил, что резкий рост импорта подержанных автомобилей из Белоруссии в результате создания единого таможенного пространства в 2010 году может серьезно повредить автопроизводителям в России. «Если здесь я куплю Mazda 6, то, потратив 50 долларов на билет на поезд до Минска, я смогу позволить себе Audi A6 за те же деньги», – говорит гендиректор автоторгового холдинга «Атлант-М» Олег Хусаенов. По его оценке, импорт автомобилей через Белоруссию в Россию, закрывшую свой рынок от подержанных автомобилей запретительными пошлинами, может составить в 2010 году около 200 тысяч штук.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев прошлого года российский авторынок сократился ровно вдвое до 1,34 миллиона автомобилей. В 2010 году эксперты прогнозируют такие же продажи, как и в 2009 году, или небольшой рост. При этом введенные в начале прошлого года запретительные пошлины почти полностью перекрыли импорт старых иномарок: по данным агентства «Автостат», в первом полугодии 2009 года ввоз подержанных иномарок сократился на 97 процентов до 10 тысяч штук.

Хусаенов считает, что импортом подержанных иномарок через Белоруссию теперь займутся и российские дилеры, оформляя автомобили по системе trade-in. «Если Россия не поставит заградительные административные барьеры, подержанные автомобили могут хлынуть из Белоруссии в Россию, потому что сейчас цена в Белоруссии существенно ниже», – сказал агентству Reuters помощник гендиректора белорусского холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров.

Для белорусских дилеров эта лазейка может привести к закрытию некоторых автосалонов, которые продают ранее ввезенные автомобили, но новых заказов не делают, опасаясь возможности изменения методики расчета таможенной стоимости автомобилей и правил уплаты НДС, что может привести к повышению стоимости автомобилей в полтора раза по сравнению с прошлогодней. «Перспективы пока печальные. Если пошлины для юридических и физических лиц в июле уравняют, новые автомобили начнут снова пользоваться спросом. Но ближайшие полгода будут очень тяжелыми», – сказал Михневич.

Анатолий УХВАТКИН
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем