Авто Как не пустить психа за руль

Как не пустить психа за руль

В этом году в России вводятся новые требования к обучению водителей. Напомним, согласно этим требованиям, увеличивается количество часов практического вождения, каждый учебный автомобиль должен быть оборудован аудио- и видеосистемой, школы должны оборудов

" src=

В этом году в России вводятся новые требования к обучению водителей. Напомним, согласно этим требованиям, увеличивается количество часов практического вождения, каждый учебный автомобиль должен быть оборудован аудио- и видеосистемой, школы должны оборудовать автодромы знаками, светофорами, разметкой и другими объектами, имитирующими реальные дорожные условия, будет уделено больше внимания образованию в области оказания первой помощи.

Но самое любопытное: к лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей:

  • восприятие пространства и времени;

  • глазомер;

  • устойчивость, переключаемость и распределение внимания;

  • память;

  • психомоторика;

  • эмоциональная устойчивость;

  • динамика работоспособности.

Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.

Этот пункт, пожалуй, в наибольшей степени направлен на устранение главной причины катастрофического количества ДТП на российских дорогах – человеческого фактора. Не технические неисправности транспортных средств, не плохое состояние дорог, а именно человек с его слабостями, комплексами и агрессией – главный источник опасности в дорожном движении.

В Тюменских автошколах пока не знакомы с методиками работы по этому комплексу. Однако большинство их руководителей уверено, что подобный пункт в работе с курсантами обязательно должен присутствовать. Научить крутить руль и нажимать педали – дело техники. А уметь держать себя в руках, адекватно оценивать обстановку на дороге и собственное состояние за рулем – задача куда более сложная.

На актуальную тему мы побеседовали с генеральным директором консалтингового центра «Академия социальной адаптации и практики бизнеса», доктором медицинских наук, психотерапевтом европейской ассоциации Борисом Приленским.

– Тема безопасности движения – она междисциплинарная. Есть техническая составляющая, есть дороги, а есть и дураки. Поэтому участие психологов в решении этой проблемы немаловажно.

Мне неизвестны подробности исследований в области психологии водителей, но тема эта безусловно жизненно важная. Изучить психическое состояние человека, способность управлять автомобилем, другим транспортным средством, например, самолетом, считаю, необходимо. В авиации, как известно, существует строгий контроль и отбор пилотов. В отношении автомобиля сложилось расхожее мнение, что им может управлять практически каждый, причем не важно, в каком состоянии. Многие позволяют себе ездить утомленными, выпивать за рулем, не придавая этому серьезного значения. Это создает ощущение легкости и вседозволенности за рулем, некоторые думают, что вроде как и учиться этому не надо. У многих наверняка есть знакомые, которые рассказывали, что купили себе водительские права. Результат всех этих процессов мы наблюдаем сегодня с вами на дорогах.

То есть введение проверка кандидатов в водители на психическую адекватность за рулем сегодня вполне своевременно?

– Мне, как и вам, и многим другим, становится не по себе, когда я наблюдаю в городе множество аварий, часто совершенно глупых, которым бывает трудно найти рациональное объяснение. Хотя люди вроде нормальные. Но как это часто бывает: задумался, переживал о чем-то своем, с тещей поссорился, с начальником поругался – в итоге в состоянии стресса садишься за руль. О каком внимании может идти речь? Поэтому я считаю, что при подготовке водителя, помимо ПДД, устройства автомобиля, будет правильным учить человека, как преодолевать стресс, как концентрировать внимание на процессе вождения, не отвлекаясь на посторонние вещи. Об этом очень мало говорится.

С другой стороны, должен быть отбор. Для начала вспомним, что перед тем, как учиться на водительские права, каждый человек должен получить справку от психотерапевта и нарколога. Но ведь не все люди с плохими нервами попадают на учет в психоневрологический диспансер. Можно быть, условно говоря, психом, но не являться больным с точки зрения медицины. Как быть с людьми, которые не умеют владеть собой, легко возбудимы, раздражаются по мелочам?

Что нам в этом плане может подсказать опыт западных стран, где статистика ДТП и смертности гораздо ниже? Выходит, там люди умеют держать себя в руках?

– Помимо различий в менталитете нашего и западного человека, можно предположить, что в Европе накладывает отпечаток более бережное отношение к человеческой жизни. У нас то ли страна большая и народу много, то ли отношение к людям как к легко возобновляемому материалу, в отличие от нефти. Ну не ценим мы жизнь, не любим себя. Надо с трепетом, с уважением относиться к самим себе, к ближним. А это уже вопрос системы воспитания в конкретном обществе.

В психологии ведь есть определение для человека, который из-за нелюбви к себе подсознательно пытается сделать себе плохо?

– Это называется саморазрушительное поведение. Примеров этому можно привести сколько угодно. Начнем с банального курения. Наши студенты-медики прекрасно знают, насколько это пагубно для организма, но продолжают курить, наверное, потому что не слишком себя любят и собой дорожат. Пьянство за рулем, экстремальные увлечения – это такая игра со смертью, русская рулетка, повезет – не повезет.

То есть это в человеке заложено с рожденья?

– Ну, еще Фрейд говорил, что в каждом из нас есть как влечение к жизни, так и противоположное влечение к смерти. Смерть манит, щекочет нервы. Это как в детстве на кладбище сходить: страшно, но жуть как интересно. Нет сомнений, что такое поведение проявляется в наших людях и на дороге.

Предполагается, что так называемый аппаратно-программный комплекс будет анализировать в том числе и свойства темперамента. Можно ли говорить о том, что люди с тем или иным типом темперамента более подходят для управления автомобилем?

– Напомним, что различаются четыре типа темперамента. В двух словах: холерик – неустойчивый тип, у которого процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Сангвиник более стабилен, предсказуем, в том числе и в поведении на дороге. Меланхолик, как и холерик, неустойчив, но у него, наоборот, процессы торможения преобладают над возбуждением. Он легко впадает в уныние, у него возникает растерянность. Флегматик – аккуратный, неторопливый, зато надежный – будет ехать не спеша, но довезет куда надо. Наверное, каждому, кто собирается садиться за руль, стоит знать об особенностях своего темперамента, других свойствах личности. К тому же сегодня существуют различные способы тестирования, которые помогают узнать о себе скрытые, неосознаваемые качества психики.

Допустим, протестировали человека, определили, что по психологическим параметрам он не очень подходит для управления автомобилем. Однако водительские права ему нужны. Как ему помочь?

– Безусловно, личностные характеристики при желании корректируются. Мы очень широко применяем так называемое сценарное перепрограммирование. То есть помогаем освободиться от жизненного сценария неудачника, повысить свой личностный потенциал, стать успешным в любом деле, в том числе и в управлении автомобилем. Но замечу, что здесь желание самого человека измениться должно быть первичным.

Непримиримый спор, кто лучше водит автомобиль – мужчины или женщины. С точки зрения психологии можно дать на него ответ?

– Оставив физиологические различия, приходится констатировать, что мозги есть и у тех, и у других. Если серьезно, то женщины, с одной стороны, более эмоциональны, с другой – более аккуратны и дисциплинированы. Вспомните, как девочки в школе добросовестно выполняют домашние задания, какой у них красивый, ровный почерк и так далее. Разговоры о том, что женщина за рулем – это неправильно, начали мужчины, которые не могут простить, что у них отняли чисто мужское – автомобиль, руль. Это проявление неуважения, неджентльменского отношения мужчин, которые самоутверждаются, обижая женщин. Возможно, на начальном этапе, чтобы преодолеть страх, почувствовать уверенность за рулем, женщине следует больше практиковаться. Но в конечном итоге она способна полноценно усвоить науку вождения.

Однако, согласно одному исследованию, было установлено, что женщины хуже просчитывают ситуацию на несколько ходов вперед. Это проявляется в выборе маршрута, перестроении, поворотах. Очень часто мужчины жалуются на жен, которые просят прямо на перекрестке на скорости 60 км/ч: «Ой, поверни здесь налево, мне в тот магазин надо».

– Мы с моей супругой научились избегать таких ситуаций. Она понимает, что я волнуюсь за рулем, могу нервничать из-за пробок и чего-то еще. Впоследствии она сама выучилась и стала водителем. И отношение к автомобилю у нее стало более уважительным и ответственным. Молодым женщинам, которые никогда не управляли автомобилем, подчас кажется, что это такая игрушка, которую можно завалить плюшевыми мишками. Однако это же можно сказать и о незрелых мужчинах, для которых автомобиль – не средство передвижения, а способ самоутверждения: большой глушитель, прочие броские излишества, соответствующая манера управления.

Коснулись мы проблемы молодых водителей, которая сегодня является одной из насущных для органов ГИБДД и учреждений образования. Во многом из-за них сегодня и вводятся такие жесткие требования к обучению. Может быть, беда не в том, что их плохо учат, а в неадекватной самооценке на дороге?

– Этим надо просто переболеть. Каждый водитель в большей или меньшей степени проходит через подобное состояние. Ведь сесть за руль – как сбывшаяся мечта. Я вспоминаю свои эмоции: радость, эйфория, гордость. Это не лучшим образом сказывается на аккуратности. Сейчас, конечно, восприятие гораздо более спокойное. Мне нравится быть вежливым на дороге, нравится пропускать выезжающие со второстепенной дороги автомобили, приятно, когда они в знак благодарности «моргают» габаритами. Я давно перестал самоутверждаться, для меня автомобиль – только способ передвижения.

И все-таки, 18 лет – достаточный возраст, чтобы управлять автомобилем?

– Вполне. Мы знаем из истории, что и в 16 лет можно полком командовать. Люди созревают по-разному. Среди молодежи можно повстречать немало состоявшихся личностей, вызывающих уважительное к себе отношение. И в то же время есть люди, которые до старости остаются пацанами и ведут себя неадекватно.

Фото: Фото с сайта Steer.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем