Однажды Наталья Смирнова возвращалась домой из школы, очень неудачно упала и ударились головой. Врачи, как рассказывает женщина, вовремя не заметили, что травма повлияла на ее зрение. Из-за этого к 16 годам она почти полностью ослепла.
Сегодня Наталье 41 год, и она — одна из трех обладательниц собаки-поводыря в Тюменской области. Женщина живет в Ишиме вместе со своим лабрадором Зотти и признается — она уже не представляет, как жила бы без него. Хотя вместе они всего год. Рассказываем историю, где главных героев двое. И они никуда друг без друга.
Самый спокойный пес
Наталья почти каждый день приходит в ишимское отделение общества слепых. Раньше она не могла самостоятельно выйти на улицу и отправиться по своим делам — только с родителями или 17-летней дочерью. Теперь у нее есть Зотти — черный лабрадор, который водит ее в магазин, на почту или на репетиции хора, где Наталья поет.
— С Зотти я живу с ноября прошлого года. Первой его мама увидела: хотела погладить, но испугалась, потому что он у меня серьезный мужчина, вид у него такой грозный. А я сразу себя почувствовала в безопасности с ним. 13 ноября его завели ко мне в школе, и с тех пор мы не расстаемся, — говорит Наталья.
Инвалиды по зрению могут получить собаку, если медкомиссия в поликлинике обоснует ее необходимость и включит поводыря в ИПРА. После этого нужно заполнить анкету и встать в очередь. И ждать. В России только один центр подготовки собак-поводырей — Купавна в Балашихе Московской области.
ИПРА — индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида. В этом документе, который составляется для каждого пациента индивидуально с учетом его потребностей, перечислена вся доступная ему помощь.
— Я ждала полтора года. Кто-то ждет меньше, а кто-то больше. Думаю, это так долго, потому что в Купавне идет строгий отбор, из десяти щенков отбирают только двоих. Собаки проходят несколько тестов, по которым выбирают самых послушных и неагрессивных щенков.
Зотти — действительно очень спокойный пес. Пока Наталья занимается делами в обществе, он смирно спит. Когда заходят гости, тихонько подходит и обнюхивает каждого — знакомится. Такому поведению учат в центре. Зотти знает команды общего курса дрессировки — «сидеть», «лежать», «стоять», «место», рядом», «фу», «апорт». А в специальном курсе ему показывают, как водить слепых людей по маршрутам.
Когда собака готова ехать к хозяину, его приглашают в Купавну, дорогу и проживание оплачивает государство. Там будущие хозяева и их поводыри две недели проводят вместе и учатся взаимодействовать друг с другом, рассказывает председатель тюменского общества слепых Галина Тунгусова.
Зотти знает 20 маршрутов наизусть
— Когда меня учили с ним работать, инструктор сказал: «Наталья Владимировна, вы же вырастили дочь, вот так же его растите». Поэтому да, как с ребенком надо общаться. Зотти отлично улавливает интонации. Иногда даже громче скажешь, и он не делает, а если сказать тихо, но строго, он тогда всё выполняет, как надо, — говорит Наталья.
Зотти знает примерно 20 маршрутов, по которым может передвигаться Наталья. Обучение проходит так. Сначала Наталья вместе с Зотти и сопровождающей — подругой, дочерью или мамой — идут по привычной дороге. Например, от дома до почты. По пути они останавливаются на постоянных ориентирах и называют их Зотти.
Чтобы пес запомнил место, хозяйка угощает его вкусняшкой — несоленым крекером, кусочком сыра или колбаской. Так они вместе движутся от точки до точки, пока Зотти не запомнит маршрут. Как правило, для этого нужно пройти по нему два-три раза, но иногда хватает и одного.
Сама Наталья видит только свет — может отличить день от ночи, например. Со своим недугом она давно смирилась и старается жить полной жизнью: получила профессию по рукоделию в реабилитационном центре, вышла замуж (сейчас они с мужем разошлись) и вырастила дочь.
— Надо жить настоящим и будущим, а прошлого не воротишь, — говорит она.
Идем домой
Наталья надевает на Зотти специальную шлейку с ярким красным крестом — напоминание о том, что это не простая собака. Для пса это сигнал: «Пора работать!»
— Если я ему сейчас надену шлейку и пойду, он поведет меня домой. Зимой мы ездили на автобусе, а сейчас ходим пешком. Даже если он куда-то свернет, всё равно потом исправится, не подведет меня, — уверена хозяйка.
Зотти умеет обходить прохожих или замедляться перед бордюрами, но сам перейти дорогу не сможет. Это должна контролировать Наталья. Например, о зеленом сигнале она узнает по пищащему сигналу светофора.
Правда, таких переходов со спецсигналами в Ишиме очень мало — ими оборудован только центр. А когда команда 72.RU приехала снимать эту историю, даже они почему-то были отключены. Ишим практически никак не адаптирован под незрячих. Это проблема, если учитывать, что в местном обществе около 200 человек.
Зотти выводит Наталью из общества и направляется домой. На выходе случается конфуз: строители перегородили привычный тротуар и развернули рядом ремонт, отчего Зотти растерялся и 20 минут водил Наталью кругами. Только перешагнув тротуар с нашей помощью, пес пошел по своему маршруту. Зато дальше всё было без нареканий — до дома добрались без проблем.
— Да, он иногда может выйти из строя, завести куда-нибудь. Например, мы идем по Карла Маркса, он уже моду взял, по другой улице больше нравится, и тянет туда. Я его отучаю. Он уже член семьи, я его редко ругаю. Понимаю, что это живое существо же, не робот, — объясняет Наталья.
На Зотти, ведущую хозяйку домой, непременно обращают внимание местные. Наталью удивляет отношение некоторых горожан к Зотти. Одни ругаются, что он без намордника, другие кричат, что Зотти обидит их детей, и выгоняют пса и хозяйку из двора. А однажды женщину не хотели пускать в автобус вместе с собакой, требуя плату за его провоз.
Денег не хватает
Знакомые Натальи из общества не торопятся следовать ее примеру. Женщина считает, что они боятся не справиться с ответственностью за животное. Даже ее когда-то отговорили брать собаку — она планировала в первый раз встать в очередь на поводыря еще 20 лет назад.
Председатель Тюменского общества слепых Татьяна Тунгусова сказала, что собак-поводырей официально называют «техническими средствами реабилитации». У них отменное здоровье и серьезная выучка. Но и содержание соответственное — около 100 тысяч рублей в год, по ее подсчетам.
— В Тюменской области сейчас трое слепых с собаками-проводниками. Но две из них возрастные, и одна уже не выполняет свои функции. Дело всё в том, что это дорого. Слепому человеку, получающему только пенсию, как содержать такую собачку? — задается вопросом Тунгусова.
Как правило, постаревших собак не возвращают и не усыпляют, рассказывает председатель общества. Хозяева и пес привязываются друг к другу, поэтому когда приходит их черед заботиться о собаке, никто не отказывается, даже если это дается тяжело.
Государство ежегодно выделяет на содержание Зотти 32 тысячи рублей. Этого не хватает даже на корм, говорит Наталья. В прошлом году местные власти выделили ей еще 45 тысяч, и это немного помогло.
Тем не менее на собаке Наталья не экономит. К ветеринару на осмотр его возят родители женщины, а корм она заказывает на маркетплейсе — дорогой, зато проверенный, который давали в центре. Иначе пес может приболеть, рассказывает хозяйка.
— Если кормить дешевым кормом, лабрадоры болеют. У одного вот, мне рассказывали, уши потекли, а лечение дорогое. А если что-то проглотит вдруг, тоже операция дорогущая. Они, конечно, обучены с земли не хватать, но иногда бывает. Я тогда прямо руку в пасть сую и достаю.
Больше, чем пес
Зотти всего два года — он еще молодой и активный пес. Вот как его описывает Наталья:
— Зотти — самый добрый в мире, как Карлсон. В непогоду любит поспать. Бывает, надо в магазин сходить, а на улице снег. И вот я его зову, зову, а он не идет. Иду за ним в зал, а он спит. Играть любит очень: принесет любимую игрушку и бросит в ноги, просит, чтобы играли с ним. Если у меня настроение плохое, он сразу чувствует. Подходит, носом тыкает: «Ну что ты грустишь, я же с тобой, не грусти». Лизнет в щеку или в нос, я его поглажу, и настроение поднимается.
Дочь Натальи даже немного ревнует, признаётся женщина. «У тебя Зотти один на уме», — говорит она иногда маме. Хозяйка не спорит: без Зотти она как без рук.
— Недавно задумывалась о том, что он со мной не навсегда. Стараюсь эти мысли отгонять. Когда забирали его, инструктор сказала, что некоторые уже и за седьмой собакой приезжают. Мне кажется, для меня это будет трудно. Он ведь больше, чем собака, Зотти — всё для меня, — признаётся Наталья.
Мы уже рассказывали, как живут в Тюмени незрячие люди. Например, вы можете почитать, как живет и зарабатывает слепая массажистка Ольга Бульба. По ее собственным словам, у Ольги есть дар целительства.
А еще мы вместе с тюменкой Виталиной Щербиной, которая передвигается на коляске, прошлись по улицам города. Эксперимент показал, что даже кажущиеся доступными для инвалидов места всё равно могут вызывать трудности.