После трагедии в Забайкальском крае, где стая собак растерзала первоклассницу, споры о том, что делать с бродячими животными, разгорелись с новой силой. Тюменцы активно начали жаловаться на стаи собак. Они боятся, что даже отловленные, стерилизованные и затем обратно выпущенные животные могут быть опасны. Кто-то пытается решить вопрос культурными методами и обращается в отлов, некоторые ратуют за необходимость усовершенствовать законодательную базу, а кто-то готов разобраться своими методами.
С начала 2020 года начал действовать закон «Об ответственном обращении с животными». Вышеупомянутый документ узаконил программу ОСВВ (отлов –стерилизация — вакцинация — выпуск) на федеральном уровне. По новым правилам агрессивные собаки должны содержаться в приютах пожизненно, если для них не найдется хозяин. Казалось бы, вопрос о гуманности борьбы с проблемой бездомных животных должен быть исчерпан. Вот только по мнению многих тюменцев — программа неэффективна и требует доработки. Так ли это на самом деле — мы разбирались вместе с зоозащитниками, волонтерами и экспертами.
Эффект только на бумаге
По данным управления Роспотребнадзора по Тюменской области, в 2021 году зарегистрировано 3279 укусов животными, в 2020-м цифра была больше — 3860 случаев. Несмотря на снижение статистики, агрессивных собак, по мнению жителей области, не становится меньше. Так, жители поселка Перевалово уже несколько месяцев жалуются на стаи собак. Проблема актуальная и для жителей Тюмени. По их мнению, причина кроется в некачественной работе «ЛесПаркХоза».
«ЛесПаркХоз» — муниципальное казенное учреждение. Основные виды деятельности: отлов и содержание безнадзорных животных, охрана и защита городских лесов, озеленение территорий. Директор — Сергей Нефедов.
По информации пресс-службы городской мэрии, в прошлом году сотрудники организации отловили свыше 2000 бездомных животных, из них новым и прежним владельцам передано 870 особей. Животные проходят обязательную стерилизацию и вакцинацию, после — их отмечают специальной биркой с идентификационным номером. В приюте работают четыре ветеринара. Услуги кинолога предоставляются по договору.
Председатель тюменской общественной организации «Общество защиты животных» Анна Москвина уверена, что «ЛесПаркХоз» не справляется со своими прямыми обязанностями. По мнению зоозащитницы, бюджетные средства расходуются нерационально, так как в работе пункта содержания безнадзорных животных немало нарушений.
— На фото отловленных собак видно, что у некоторых уже есть бирки. Хотя отлов биркованных животных по закону запрещен. В соцсетях часто появляются сообщения о том, что многих собак после того, как они попадают в приют «ЛесПаркХоз», просто невозможно найти. Информации о том, куда их выпустили или кто их забрал, также нет. Однако по результатам плановой проверки деятельности МКУ «ЛесПаркХоз» управлением ветеринарии Тюменской области в прошлом году никаких нарушений выявлено не было. Но даже зайдя на сайт приюта, можно увидеть, что там нет раздела «Погибшие животные». Это уже явное нарушение, которое почему-то не замечают надзорные органы, — рассказывает Анна Москвина.
О том, почему уже стерилизованные животные (с биркой) вновь попадают в приют, мы спросили в пресс-службе администрации. Вот, что нам ответили:
— Стерилизованные животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, отлову не подлежат, за исключением животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека. В заявках граждане указывают, что собаки проявляют агрессию. Такие животные содержатся в приюте на постоянной основе. Сейчас на пожизненном содержании находится 203 собаки. Вместимость приюта — 350 особей.
На сайте МКУ «ЛесПаркХоз» можно увидеть, что только за последний месяц было отловлено минимум 11 собак с бирками. Двое из них нашли хозяев, шесть по-прежнему остаются в приюте на пожизненном содержании. Одна собака после повторного отлова вновь была выпущена в прежнюю среду обитания. Подробнее о том, как устроена работа тюменского муниципального приюта, можно узнать из нашего репортажа.
Нарушения выявляются и в других муниципалитетах. Например, в Ялуторовске и Ялуторовском районе, где до 2022-го отловом занималось ООО «Благоустройство» (с этого года открыт межмуниципальный приют, рассчитанный на Ялуторовск, Заводоуковск, Ялуторовский, Упоровский, Юргинский, Омутинский районы и Заводоуковск. Отловом с 2022 года занимается МКУ «Стройзаказчик»). Последняя проверка, которую проводили общественники, в частности, тюменка Анна Москвина, показала, что в работе организации есть весомые недочеты. А именно: отсутствовали учет обращений граждан на поимку безнадзорных животных, контроль за их исполнением, а также видеоматериалы, которые бы подтверждали факт, что оплаченное по контракту животное на самом деле было поймано на улицах муниципалитета.
Эти нарушения были найдены как минимум в 22 случаях. Результаты проверки вместе с заявлением были направлены в местное отделение полиции и межрайонную прокуратуру. В МВД в возбуждении дела отказали. А вот по результатам прокурорской проверки в отношении директора ООО «Благоустройство» было возбуждено дело об административном правонарушении. За несоблюдение условий контракта с организации взыскали излишне выплаченные средства и обязали устранить недочеты в работе.
«Бились в агонии на глазах у людей»
Несмотря на это, некоторые местные зоозащитники работу ООО «Благоустройство» оценивают положительно. По словам Светланы Мясниковой, директор организации Ольга Тельминова всегда идет навстречу волонтерам. Сотрудники фирмы помогают в отлове и стерилизации бездомных собак, за которыми ухаживают волонтеры. Они регулярно навещают животных в пункте содержания. По мнению зоозащитников из Ялуторовска, главная проблема заключается не в плохой работе организации, а в догхантерах.
— В октябре 20-го года у нас в городе начались массовые отравления собак. Из-за догхантеров как минимум 20 животных погибло — бились в агонии на глазах у людей. Скорее всего, использовали лекарство от туберкулеза. Одну собаку удалось спасти, я взялась за ее лечение. Целый месяц пес прожил в моей квартире, каждый день носили его на капельницы, потому что самостоятельно он не передвигался. В тюменской ветклинике подтвердили отравление, в результате которого сильно пострадали почки, начался некроз, — рассказала Светлана Мясникова.
Зоозащитники обратились в полицию с заявлением, но обратной связи от правоохранителей не получили.
Мотивированная агрессия
Непростая ситуация складывается и в Тобольске. По словам местных волонтеров, несмотря на открытие муниципального приюта в конце 2020 года, улицы города переполнены бездомными щенками и взрослыми собаками. Здесь отловом и стерилизацией животных занимается МКУ «Центр городских услуг». По информации учреждения, в прошлом году было отловлено 488 собак.
— Список формируется, прежде всего, исходя из заявок жителей, которые к нам обращаются. Также сотрудники делают плановый объезд города и отрабатывают другие проблемные адреса, где ранее были замечены стаи собак. В прошлом году мы выпустили 137 собак, 25 — передали прежним хозяевам и 280 — новым. Также 14 собак остались на пожизненном содержании, — прокомментировали журналисту 72.RU в Центре городских услуг Тобольска.
Однако местные волонтеры уверены, программа ОСВВ работает только на бумаге, а двери приюта закрыты для активистов.
— Ко мне лично попадала биркованная собака, которая родила щенков, несмотря на то, что якобы прошла стерилизацию, — рассказывает руководитель некоммерческой организации «Центр помощи бездомным животным "Право на жизнь"». — Никто не знает, куда отправляются собаки после отлова. Территория приюта закрытая, волонтеров туда не пускают. Как правило, в приют попадают домашние животные, которые охотно идут к рукам, а другие, менее социализированные, продолжают рожать щенков на улице.
По мнению кинолога Тюменского областного кинологического клуба «Союз» Ирины Жуковой, агрессия у собак может быть как приобретенной, так и врожденной. Если в первом случае животное прибегает к агрессии, как к единственному эффективному способу самообороны, то во втором — поведение управляется гормонами:
— Соотношение гормонов, то есть повышенная доля тех, что вызывают состояние агрессии, или, наоборот, дружелюбия, определяют врожденный тип личности. Одних животных на агрессию толкают такие обстоятельства, как голод или угроза жизни. Другие испытывают удовлетворение, снимая таким способом напряжение. «Настоящих буйных» собак мало, так как они хуже выживают, естественный отбор отсеивает их из популяции. Благополучное животное не бывает агрессивным — нет нужды. Я имею ввиду не только сытость, а спокойную, безопасную жизнь в целом, — говорит Жукова.
По словам специалиста, для перевоспитания агрессивных собак иногда достаточно перестать провоцировать и бояться их. В особо сложных случаях требуется целая программа перезагрузки и индивидуальные занятия. Однако едва ли в приютах, где находятся сотни животных, есть такая возможность.
Создание единой системы
Многие тюменцы в качестве решения проблемы бездомных животных видят совершенствование законодательной базы. Несколько дней назад депутаты гордумы Тюмени предложили внести обязательную регистрацию домашних животных и создать единую базу чипированных питомцев на федеральном уровне.
В том, что нужен подобный комплексный подход, уверен и президент Российской ассоциации любителей домашних животных Электрон Дементьев. В первую очередь — это учет и идентификация каждой особи. Все домашние питомцы должны иметь микрочип и быть зарегистрированы в единой национальной базе данных. Кроме того, необходим и закон, который будет регулировать деятельность заводчиков.
— Чтобы стать заводчиком, нужно получить соответствующее образование, приобрести племенной материал, который должен пройти соответствующие тесты, — уверен эксперт. — За деятельностью питомников необходимо наладить общественный контроль, потому как разведение должно проходить в соответствующих, а не в домашних условиях. Кроме того, к заводчикам должны применяться и экономические санкции.
По мнению специалиста, в первую очередь нужно начать с законодательной базы, которая предъявляла бы особые требования не только к владельцам питомников, но и домашних животных.
По данным Всероссийской ассоциации «Благополучие животных», на конец 2020 года число безнадзорных кошек и собак в регионах составило от 600 до 700 тысяч. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, проведенным в 2021-м, — около 735 тысяч. И вот еще один пугающий факт: практически все бездомные животные — это бывшие домашние питомцы или их потомки.
Какой способ регулирования численности бездомных животных, по вашему мнению, лучше?