Недвижимость Ваш первый офис – быть или не быть?

Ваш первый офис – быть или не быть?

Когда человека начинают одолевать мысли о собственном бизнесе, пусть еще неоформленные до конца, просто в голове настойчиво звучит: хочу свое, работать на себя, – обычно, первая картинка, которую он рисует – это кабинет, стол, заставленный всякими милыми

Когда человека начинают одолевать мысли о собственном бизнесе, пусть еще неоформленные до конца, просто в голове настойчиво звучит: хочу свое, работать на себя, – обычно, первая картинка, которую он рисует – это кабинет, стол, заставленный всякими милыми штучками, телефон, факс и прочая офисная техника. Одним словом – хозяин в своем доме. Уже потом, когда делаешь первый шаг, понимаешь: чтобы эта картинка стала реальностью, придется попотеть, а сейчас все сконцентрировано в одном – нужен свой офис.

«Это, конечно, стереотип, но какое-то помещение быть должно, – говорит начальник отдела информации Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков. – Потому что офис – это своего рода «лицо» начинающего предпринимателя, многие контрагенты оценивают тебя как партнера комплексно. Они смотрят не только на твой личный профессионализм, но и на то, где ты находишься, где у тебя помещение, как работают твои сотрудники. Поэтому говорят, что предприниматель всегда должен отлично выглядеть и у него обязательно должно быть помещение, потому что это тоже элемент маркетинга, элемент продвижения своего бизнеса».

Где найти свой офис, деньги на аренду (про покупку собственного помещения речи даже не ведется), и кому действительно нужен офис?

Нужен ли бизнесмену офис?

Человек, открывая свой бизнес, иногда не до конца осознает, зачем ему офис, и, руководствуясь стереотипами, вкладывает сумасшедшие деньги в аренду. Спустя полгода, когда в новеньком кабинете, где есть пара стульев, минимум оргтехники и два с половиной человека, а денег в кармане минус много тысяч, некоторые просто отказываются от аренды, выискивая новые формы существования для своего бизнеса. В основном, к таким «офисоборцам» относятся владельцы небольшого бизнеса, либо те компании, коллектив которых не превышает 30 человек.

«В Тюмени есть такая услуга, как «офис на час», но чаще всего это востребовано среди предпринимателей, оказывающих консультационные услуги. Когда человек вполне может работать и дома, а офис нужен исключительно для встреч с клиентами. И таких людей очень много, – говорит Антон Машуков. – Но сегодня список сфер деятельности, где возможна работа в подобном формате, очень ограниченный, это, например, бухгалтеры, которым нужен только компьютер. И в любом случае, если ты хочешь заниматься бизнесом, а не самозанятостью – это разные вещи, потребуется постоянный офис».

Служба исследований Hh.ru провела опрос среди руководителей и владельцев тюменских компаний, чтобы выяснить, зачем современной компании нужен офис, насколько оправдано его содержание и возможно ли нормальное функционирование компании без собственного помещения. По результатам опроса оказалось, что 38% руководителей и владельцев тюменских компаний уверены, что офис необходим, чтобы разместить в нем своих сотрудников, 14% опрошенных считают, что только в офисе можно нормально контролировать работу подчиненных, а 19% признались: офис нужен для юридического оформления и ведения бухгалтерии. И только 20% компаний содержат офис для работы с клиентами.

По данным опроса Hh.ru, более 60% тюменских руководителей разрешают некоторым своим сотрудникам иногда работать вне офиса. Работники 16% компаний не имеют такой возможности в связи со спецификой своей деятельности, а в 18% случаев поработать удаленно не позволяют строгие корпоративные правила.

Почти 40% респондентов Hh.ru признались, что неоднократно задумывались о том, чтобы отказаться от офиса. Они отмечают, что это позволило бы компании сэкономить много средств, а сотрудникам – меньше времени тратить на дорогу. Однако большинство руководителей никогда не рассматривали такую возможность, ведь отсутствие офиса делает компанию ненадежной в глазах клиентов. Кроме того, многие отмечают, что с отказом от офиса станет намного сложнее контролировать работу персонала, а с переходом на удаленную работу у сотрудников пропадет командных дух. Интересно отметить, что среди компаний, которые могли бы отказаться от офиса, большинство респондентов называет IT-компании и компании, занимающиеся продажами через Интернет.

По данным опроса, большинство компаний (52%) тратит на содержание офиса от шести до 20 процентов своей прибыли. Каждой четвертой компании офис обходится в пять процентов прибыли, в то время как 14% компаний тратят на офис до половины всех заработанных средств. На вопрос «Оправдан ли с экономической точки зрения отказ от работы в офисе?» 60% респондентов ответили положительно. Это мнение разделяют 93% руководителей, чьи сотрудники работают удаленно, и 45% тех, кто работает в офисе. Однако 40% опрошенных не согласны и считают, что эффективность командной работы способна окупить издержки на содержание офиса.

«Необходимость офиса зависит от того, какой бизнес: если он дистанционный, то и офис не нужен, но если мне необходимо в конкретном месте сосредоточить какие-то ресурсы, например, разместить технику, или задействовать функционал: проведение встреч, размещение сотрудников, то, конечно, офис необходим, – комментирует директор Тюменского бизнес-портала 72.ru Елена Пуртова. – Безусловно, содержание офиса съедает часть прибыли, но когда люди работают дома, это их расхолаживает. Чтобы ставить задачу, контролировать ее и процесс отслеживать, мне нужен офис. Только человек с высокой степенью организации труда способен работать в свободном режиме. К тому же офис – это статус, презентабельность. Я имею возможность пригласить клиента к себе, показать, как у нас вообще дела. И, конечно, по расположению офиса судят о компании. Одно дело, когда наша компания размещалась где-то на задворках, другое – сейчас, когда мы располагаемся в центре города. Отношение со стороны партнеров, компаньонов и клиентов существенно меняется».

Где взять деньги на аренду?

То есть, если ваша сфера деятельности настоятельно требует собственного помещения, тогда вопрос о необходимости аренды офиса снимается. Но возникает другой: а можно ли сэкономить на офисе хотя бы первое время? Оказывается, у тюменских начинающих предпринимателей такая возможность есть.

«Аренда в начале бизнеса – это одна из ключевых статей расходов. Она часто тяготит начинающих предпринимателей, – соглашается Антон Машуков. – Со своей стороны мы можем помочь в решении этого вопроса – сориентировать по тем программам господдержки, которые сегодня существуют в Тюменской области для субъектов малого и среднего бизнеса. Например, есть муниципальная аренда, то есть, помещения, которые предоставляет администрация субъектам малого и среднего предпринимательства. Также в рамках программы господдержки представляется компенсация по расходам, которые понесены в связи с началом бизнеса – покупаете оргтехнику и еще что-то, и эти затраты, но не более 300 тысяч рублей, вам возвращаются: то есть берете на 600 тысяч рублей, получаете 300 тысяч обратно. Эта мера поддержки именно начинающих предпринимателей. Раньше в этой программе не было статьи «аренда», но в конце прошлого года Департамент инвестиционной политики внес корректировки в связи с появлением некоторого опыта в связи с реализацией данной программы, и теперь аренда тоже компенсируется».

И конечно, не стоит забывать об областном бизнес-инкубаторе. «Здесь также предоставляются площади для начинающих предпринимателей, – рассказывает Антон Машуков. – Оплата по аренде в центре небольшая, даже маленькая: в среднем за помещение арендная плата составляет три тысячи рублей. При этом там есть все необходимое – мебель, оргтехника. Правда, для того, чтобы получить в бизнес-инкубаторе помещение, требуются определенные условия, и ставка аренды со временем растет: вначале вы платите 25 процентов от среднерыночной стоимости, второй год – 50 процентов, в третий год – 75 процентов, а вот в дальнейшем уже придется искать новое место».

Будущее за высокими технологиями

Тем не менее необходимость наличия офиса на начальном этапе бизнеса в последнее время все больше подвергается сомнениям. На Западе последние несколько лет активно муссируется тема о степени угрозы для рынка коммерческой недвижимости развития интернет-торговли и прочих онлайн-услугах. Объективную оценку пока никто толком не дает, все подобные рассуждения носят чисто теоретический характер. Но уже сам факт возникновения вопроса говорит о том, какой серьезный шаг вперед в своем развитии сделала электронная торговля, которая совсем недавно играла лишь роль игрушки и не рассматривалась большинством как серьезный инструмент.

В России традиционная торговля пока еще не сильно ощущает давление со стороны интернет-магазинов. Это связано с тем, что проникновение качественного Интернета в квартиры массового пользователя пока еще слишком мало. Как только эта цифра приблизится к аналогичному западному показателю, в торговле неизбежно произойдет переворот. Первые признаки этого можно наблюдать в столице, где интернет-магазины уже предлагают в большем ассортименте и на выгодных условиях массу товаров, в отличие от реальных супермаркетов. В Тюмени сегодня также достаточно прецедентов. Ярким тому доказательством служит появление первого интернет-ресторана и онлайн-кабинетов по покупке электро- и бытовой техники и даже мебели.

Получается, что компаниям, которые специализируются именно на интернет-торговле, можно избежать покупки или аренды недешевой коммерческой недвижимости, которую еще нужно привести в надлежащий вид для полноценной работы. Понятно, что все эти действия требуют немалых денежных вложений. А экономя на этом, вполне можно предложить потенциальному покупателю максимально интересную и выгодную цену.

«В целом я соглашусь с этим утверждением. Вообще Интернет и развитие технологий – это киллеры для занятости целой группы людей в цепочке «производитель – конечный потребитель». А последствия снижения занятости – это уменьшение потребности в офисах, так как сокращение людей будет означать сокращение рабочих помещений, – отмечает директор АН «Этажи» Ильдар Хусаинов. – Также нас ожидает сокращение потребности в торговых площадях. Очевидно, что главный их конкурент – это монитор. Это и есть на сегодня гиперрастущая торговая площадь. В Москве треть офисов мечтают об арендаторах, да и мы к этому скоро придем. Потому коммерческая недвижимость как высокодоходный бизнес остался в прошлом, и ничего с этим не сделать.

На сегодня в городе количество новых проектов, что стартовали в этом году, можно посчитать по пальцам одной руки. И это понятно: будущее очевидно. Также мы еще не прошли этап глобализации, когда из 100 организаций, занимающихся какой либо деятельностью, будет оставаться 10. Многие сферы это ожидает. К этому надо быть готовым – так же, как когда-то исчезли ларьки, маленькие магазины оргтехники, малые авиакомпании и так далее. Но при этом спрос на коммерческую недвижимость, будь то офисную или торговую, критически резко падать не будет – все-таки инертность в России высокая».

Фото: Фото с сайта Masterfile.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем