Не секрет, что очень многое в работе агентств недвижимости зависит от человеческого фактора, от самих работников. Однако до сих пор они не несут практически никакой ответственности – все риски ложатся на саму компанию. На прошедшем форуме недвижимости директор АН «XXI век» Роман Садовой предложил систему, которая поможет решить эту проблему, и стать Объединению риелторов Тюмени эффективным.
«В нашей стране есть два пути движения общественных организаций, – рассказал он. – Первый путь – пиар-технологии. Он предусматривает несколько обязательных атрибутов: сертификация компаний по единому стандарту, страхование ортветственности риелторской компании через страховшщиков, усиленная рекламная пиар-составляющая продвижения сертификации. Второй путь – технократический. Он на сегодня, пожалуй, единственный используется Уральской палатой недвижимости, и они добились определенных весомых успехов. Это рекламный блок, состоящий из сайта, газеты, журнала, аналитический блок, аналитический центр, с помощью которых они получили способность манипулировать сознанием потребителя, контроль за потоками информации, юридический блок – а это договорная база, контроль над потребителями услуг общественной организации, и технологический блок, который предоставляет программное обеспечение деятельности риелтора».
В Тюмени же на данный момент используется больше первый путь развития, однако особых успехов здесь нет. Причины – слабая нормативная база риелторской деятельности: по существующим законам, заниматься риелторской деятельностью сможет любая компания или гражданин. Ответственности по сделке нет практически никакой – происходит сертификация компаний, а непосредственно агент не имеет к этому никакого отношения. Помимо этого, не работает и страхование.
«Статистики выплаты по страховым выплатам не существует, – констатирует Садовой. – А значит, полис – это фикция. Если мы не будем управляить своими деньгами по своему усмотрению, а не по решению страховой компании, то мы окажемся на дне».
Сразу взять и поменять весь процесс развития ОРТ по примеру екатеринбургской УПН естественно, не получится – в Тюмени не хватает финансов и грамотных специалистов. Поэтому Роман Садовой предлагает начать двигаться в сторону «цивилизованного» рынка, оттолкнувшись от страхования и компании, и агента.
Схема проста: общественная организация риелторов организует собственный страховой фонд, в котором страхуются и компании, и каждый агент. Взамен этого компания будет нести ответственность за каждого участника рынка недвижимости. Если клиент остался недоволен работой агента, он обращается в комиссию по этике, независимый суд выносит решение, и в положительном случае определяет сумму компенсации.
«В результате клиент уходит довольный и рассказывает друзьям, как агентство хорошо работает, – объясняет Роман. – А мы в своем кругу, не вынося на суд общественности, решаем, что сделать с агентом: повысить входной порог для дальнейшей деятельности, исключить из состава риелторского агентства, отбирая страховой полис, и он становится обыкновенным незастрахованным деятелем, либо наказываем агенство». Таким образом, достигается решение сразу нескольких проблем, которые присутствуют на тюменском рынке. Агент, пройдя обучение и сдав определенный норматив, получив полис, становится полноценным субъектом отношений, а не посредником с непонятными обязанностями. Все юридические вопросы будут решаться не проштрафившейся компанией, а третьей стороной.
«Года хватит, чтобы сформировать базу «черных» и «белых» агентов, – отмечает он. – Появляется средство, с помощью которого мы ограждаем клиента от проблем и можем осуществлять финансирование исполнительного аппарата. Этот шаг позволит нам прийти к большей самоорганизации, решить насущные проблемы меньшими средствами, мы через простые, дешевые денежные механизмы приходим к решению более высоких и масштабных задач, которые перед нами стоят. Мы должны создать образ риелтора – лучшего друга клиента. Без решения этой задачи останемся на обочине жизни. Мы должны двигаться от ненависти к любви. Любовь за деньги – самый простой способ».
Принимать решение, станут ли использовать такую систему работы на тюменском рынке, будут обсуждать на совете ОРТ. «Я думаю, в итоге это пошло бы на пользу и риелторской услуге, и потребителю, – отмечает директор ОРТ Олег Касьянов. – Агент подходил бы к предоставлению услуги более обдуманно, и ответственно, что идет на пользу клиенту». Если предложение примут, на его реализацию уйдет от одного года до двух лет.