Город «Зато наш Собянин вашей Москвой рулит»

«Зато наш Собянин вашей Москвой рулит»

Тюмень в представлении большинства москвичей – малоприметный городок где-то под Екатеринбургом. Таким провокационным заявлением удивил участников круглого стола «Имидж города. Пути позиционирования» московский эксперт по брендингу городов Дмитрий Балаболи

Тюмень в представлении большинства москвичей – малоприметный городок где-то под Екатеринбургом. Таким провокационным заявлением удивил участников круглого стола «Имидж города. Пути позиционирования» московский эксперт по брендингу городов Дмитрий Балаболин. В мероприятии, посвященном брендированию Тюмени, которое состоялось во вторник, 20 декабря, принял участие так называемый креативный класс нашего города – по словам организатора круглого стола Павла Малкова (компания «Мир»), это заинтересованные, неравнодушные люди, которые считают, что Тюмени необходим новый образ и новый способ позиционирования.

Тюменцам было что ответить дерзкому московскому гостю. Начиная от популистского: «А наш Собянин вашей Москвой рулит!», – заканчивая всемирно известным слоганом про столицу нефтяного края. Как бы то ни было, в планах тюменского бизнес-сообщества стояло использовать потенциал московского разностороннего бизнесмена-практика по полной программе.

Дмитрий Балаболин (Rollifix, агентство «План и Дело») поделился своими рассуждениями и замечаниями, накопленными в процессе работы над созданием брендов российских городов. Он приезжает в Тюмень второй раз и признается: у него сложилось впечатление, что у тюменцев нет гордости за себя. Главным, по его мнению, является развитие бренда внутри себя, благоприятная атмосфера в умах и сердцах жителей, самоуважение. Как говорится, начни с себя...

Тюменцам Дмитрий часто задавал вопросы: умеете ли вы жить для себя, самодостаточны ли вы, удобен ли ваш город для приезжих, в первую очередь, для инвесторов? Город, подобный нашему, по мнению бизнесмена Дмитрия, должен быть комфортным и располагающим для приезжих людей бизнеса, которые захотят вложить в его экономику деньги, а привлечение инвесторов должно стать основной задачей брендирования. Бренд, в понимании Балаболина, – это прежде всего общий положительный настрой города, а не просто красивая картинка или оригинальный логотип.

«Житомир представляется приезжим огромной буквой «Ж», которая легла в основу логотипа города, ненароком превратив его в женский туалет», – недоумевал столичный бизнесмен. В ответ, однако, шутить по поводу начальной буквы столицы России и возникающих по этому поводу ассоциаций продолжил директор департамента инвестиционной политики Тюменской области Вадим Шумков, который, впрочем, затем охотно подхватил тему привлечения инвесторов в регионы.

Без внутреннего достойного содержания красивый логотип или громкий бренд – что золоченая дверь на «Запорожце», считает Шумков. Зачетно, что он гордится территорией, на которой живет и работает.

«На 12-13 процентов в год растет объем инвестиций, увеличивается количество субъектов предпринимательства, весомая сумма запланирована на реконструкцию аэропорта Рощино, который называют Вратами Сибири, пять строящихся отелей международного класса, премия в один миллиард 900 миллионов рублей, которую получило в этом году правительство области от российского премьера за благоприятный инвестиционный климат в регионе, топ-10 крупнейших проектов (включая проект «Сибура» в Тобольске, Антипинский нефтеперерабатывающий завод за 143 миллиарда рублей), которые реализуются на территории области при поддержке иностранного капитала, субсидии для предприятий малого и среднего бизнеса, действующие на территории области...», – отметил Вадим Шумков. И если бы не регламент, надо полагать, список достижений руководитель департамента инвестиционной политики мог было бы продолжать еще долго.

Городам надо себя «продавать», используя инструменты маркетинга территории. Основой для формирования бренда должна стать опознавательная характеристика. Слоганом для продвижения нашего серьезного края Шумков предложил фразу: «Первые в Сибири». «Первые» – по географическому расположению и экономическим показателям, «в Сибири», потому что этот суровый край звучит для остальной России уважительно.

Нефтяные качалки, которые представляют Тюмень в буклетах для иностранцев, по мнению Шумкова, устарели, да и вообще вводят приезжих в заблуждение: «Так и хочется спросить, сойдя с трапа самолета: "И где же ваша знаменитая нефть?"». Для повышения статуса Тюмени на международном рынке и привлечения гостей Вадим Шумков предлагает обратить внимание на строительство Экспоцентра – современного комплекса для проведения выставок по нефтегазовой тематике (в России каждый год проходит до 20 подобных мероприятий). Надо брать пример с Мюнхена, уверен Шумков, который на свою ежегодную выставку, крупнейшую в Европе, собирает три миллиона участников, что приносит до 10 миллиардов евро в казну предприимчивого немецкого города.

Практичной и «говорящей» получилась реклама Тюмени от дуэта единомышленников – Алексея Карандаева и Александра Пивоварова (компания «ИнТЭК-Дизайн»). Предприниматели предлагают каждому из нас осознать свою сопричастность к бренду – «ТвоЯ Тюмень». Варианты двойного «Т» для дальнейшего развития бренда безграничны, как для внутреннего пользования – трудовая Тюмень, тюменский театр, так и для иностранцев – Tyumen-Tour, Tyumen-Time,Tyumen-Tranzit. Они озвучили участникам круглого стола не только свои брендовые мысли, но и предложили поиграть: «Представьте, что у нас нет нефти и газа, нет студентов и пенсионеров, нет курортов и лучших колоний для зеков, нет биатлона и муксуна, нет науки и тайги».

Игра в ассоциации – один из путей для поиска главного тренда. Есть много городов, при одном упоминании о которых на ум приходят различные варианты: Сочи – город туристов и таксистов; Москва – город пробок, самый дорогой город России; Питер – романтик, город белых ночей. А Дмитрий Балаболин после визита в Тюмень, написал на стене на своей странице в социальной сети новое признание нашему городу: «Тюмень – очень приятный город. Несуетливый и приветливый. Теплый, кстати говоря. И, судя по последним данным, это не нефтяная столица, а сельскохозяйственная. Очень большой потенциал производства продовольствия в Тюменской области». Эпитеты, придуманные самими горожанами и приезжими, в том числе и потенциальными инвесторами, на которых и должен в первую очередь работать бренд, – ценный актив городской экономики.

В презентации Тюменского региона для иностранных делегаций Вадим Шумков всегда оставляет главный слайд напоследок. На нем – результаты социологического опроса, проведенного в прошлом году независимыми российскими специалистами и экспертами. По статистике, мы самые счастливые люди в России – так ответили 81% жителей Тюменской области. На иностранцев это действует безоговорочно: если здесь живут счастливые люди, значит и инвестициям будет комфортно.

Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО, с сайта Nbrussia.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем