22 декабря 2011 года на сайте общественных консультаций по закону «Об образовании» в РФ опубликованы обновленные «Новеллы законопроекта». Изменения коснулись общих правил организации образовательного процесса и реализации образовательных программ, раздела об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, разделов «Система образования», «Статус обучающихся», «Экономическая деятельность».
К примеру, сейчас кредитно-модульная система организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ законодательно не предусмотрена и применяется по желанию отдельных вузов. В поправках предлагается при реализации профессиональных образовательных программ применять кредитно-модульную систему организации образовательного процесса, основанную на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий. При этом количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной профессиональной образовательной программе по конкретному направлению подготовки и специальности будет устанавливаться соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой дополнительной профессиональной программе при этом будет определяться организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
В новых изменениях к закону более широкое применение получать сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ. Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, смогут делать это более успешно посредством сетевого взаимодействия. Подразумевается, что к процессу сетевого взаимодействия активнее будут подключаться иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Также поправки регулируют совершенствование дистанционных образовательных технологий. Электронное обучение вводится повсеместно по всей стране, и его успешное введение необходимо регламентировать законодательно.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации образовательных программ различных уровня и направленности во всех предусмотренных законодательством об образовании формах обучения или их сочетании.
Основные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения частично или в полном объеме.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность полностью или частично посредством дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения, должны сформировать информационную образовательную среду, обеспечивающую реализацию образовательных программ (так называемые «Облачные технологии»).
Один из главных пунктов новых изменений касается доступности дистанционного образования. Образовательные учреждения, в соответствии с новой редакцией закона, должны обеспечить обучающимся вне зависимости от места их нахождения доступ к необходимым для освоения соответствующей образовательной программы образовательным ресурсам.
Пользователи на сайте «Общественных консультаций» активно включились в обсуждение законопроекта. Большинство отмечает несомненную пользу введения дистанционных образовательных технологий, но подчеркивает, что помешать начинанию может низкая скорость Интернета, особенно в школах, расположенных в глубинке. Об этом пишет Светлана Цызова. В обсуждении пользователи активно предлагают свои дополнения к новым поправкам в законе. К примеру, Галина Постовалова подчеркивает, что информационная образовательная среда будет неполной без необходимой библиотеки медиаресурсов для учителя, которая должна быть доступна для каждого педагога.