На минувшей неделе Тюмень посетила президент группы компаний «Лёдово» Надежда Копытина. На тюменском бизнес-форуме Woman & Business, организованном группой компаний «Маркетинг-Консультант» она презентовала свою книгу «Хочу попасть в Forbes». Мы поговорили с г-жой Копытиной о том, чем отличаются тюменские business-woman от остальных, о том, что делать в период кризиса, и, конечо же, о мужчинах.
– Надежда, вы несколько дней провели в Тюмени. Участвовали в работе женского бизнес-форума, познакомились со многими местными женщинами-руководительницами. Чем отличаются тюменские бизнес-вумэн от остальных?
– Женщины везде одинаковые, это точно. (Смеется.) Что же касается отличий именно тюменских женщин бизнеса, меня здесь «зацепила» одна история. Одна из женщин после форума сказала мне: «Вот вас не было сначала на форуме, а до этого все говорили совсем другие слова». Я очень удивилась.
Наверное, многие женщины здесь мыслят несколько иначе, чем я говорю. Моя собеседница в целом на форуме увидела много агрессии, я же предложила другой образ – образ руководительницы именно как женщины. Когда у людей начинает что-то получаться, когда они понимают, что стали заметными на рынке, фиксируют прибыль, – у них появляется своеобразный кураж. Я сравниваю это с состоянием водителя: как только человек начинает обучаться вождению, сначала он испытывает дискомфорт, потом наконец-то срастается с автомобилем и понимает, как все это работает.
Первые полтора-два года мне было сложно, а потом я начала лихачить. На третий год я такие вытворяла выкрутасы на дороге – подрезала, срезала. И очень хорошо, что это не закончилось чем-то плохим. Через некоторое время я просто перестала лихачить, у меня наступил момент мастерства и профессионализма, сейчас я просто очень красиво управляю автомобилем.
Это состояние женской агрессии, которое можно отмечать у женщин-руководительниц в регионах – тот самый кураж. Женщина говорит себе: «У меня получилось, я их сделала!». Кого она «сделала» в этом случае – непонятно. Думаю, каждый из нас это проходил. Это как в школе – когда из первых трех классов мы переходим в средние, то испытываем какой-то кураж. Каждый раз мы проходим какой-то свой этап. И мне кажется, что именно здесь произошла какая-то несостыковка между мной и тюменскими участницами форума. Причем за время форума мы все-таки состыковались.
– Женщин в бизнесе часто сравнивают с мужчинами – по степени агрессии, по поведению. Обязательно ли женщине в бизнесе быть мужчиной?
– Думаю, что совсем не обязательно, можно привнести что-то свое, чисто женское. И не надо переживать о том, что ты будешь выглядеть белой вороной: ты не ругаешься матом, не куришь, не ударяешь кулаком по столу, не унижаешь всех. Не надо стремиться сказать: ой, надо же, я поступаю как мужчина. Понятно, что каждый из нас стремится соответствовать некоторым штампам, стереотипам. Ведь только малое количество людей – около пяти процентов – являются новаторами. И вот это малое количество людей готово себя вести неким своим, уникальным образом. Просто человечеству надо принять за основу, что каждый человек индивидуален и неповторим, и никто не вправе критиковать или осуждать другого.
Индивидуальность же в бизнесе сейчас просто необходима. Сейчас есть совершенно новые условия в бизнесе, и если бы все шли одним путем, то все упали бы в пропасть и никто бы не поднялся. А так – кто-то упадет в пропасть, а кто-то продолжит работать дальше.
– Существует устойчивый стереотип, что если женщина успешна в бизнесе, то она либо чья-то дочь, либо жена, либо любовница. Вам наверняка приходилось сталкиваться с таким мнением? Как вы относитесь к подобным стереотипам?
– В самом начале своей карьеры как публичного человека я стала участвовать в различных ток-шоу, и в связи с тем, что выгляжу я молодо, часто получалось так, что мне не верили. Однажды очень известный профессор представлял меня на лекции перед аудиторией студентов и сказал: «Когда вы были у Ханги на шоу «Принцип домино», я вас тогда уже видел и решил: великолепная актриса, хорошо подготовленная». Я не раз сталкивалась с такими стереотипами, но я не отвечаю за стереотипы других людей – это их стереотипы, их персональная ответственность за те предположения, которые они выпускают в мир. Такие люди даже не изучают возможности других людей и не предполагают, что человек на очень многое способен и ограничивают себя своими стереотипами.
Известный пример успешной женщины – Елена Батурина. Я считаю, что она бизнесмен, она профессионально управляет грандиозным бизнесом, и что бы там ни говорили, это великолепная, красивая пара очень успешных, грамотных и образованных людей, которые не просто что-то там «прихватили», они умножают бизнес и достойны уважения. Да, они вот так использовали свои возможности.
– В бизнесе вы чаще принимаете интуитивные решения или строго просчитанные?
– Думаю, что часто интуитивные. Вообще, я считаю себя счастливым человеком, потому что позволила себе много чего сделать из того, что многие люди выверяют и высчитывают.
– А топ-менеджеры в вашей компании как соотносятся по половому признаку?
– Топ-менеджеры у нас, конечно, различаются по половому признаку, (Смеется.) но от этого не зависит результат. Часто мужчины могут быть даже более ранимыми и обидчивыми, чем женщины. А женщина бывает более конкретна, системна и тверда, чем мужчина. Раньше я считала, что, например, финансовый директор должен быть мужчиной, сейчас у нас директор женщина. В момент управления антикризисным бизнесом нужно быстро реагировать и быстро действовать.
Принято считать, что производством лучше управляет мужчина. Тем не менее, знаю массу примеров, когда женщина управляет производственными процессами. Не должно быть моногамии, не должны быть только женщины или только мужчины в команде, очень важно, когда есть другой взгляд. Потому что, когда в команде только женщины, то не перед кем «выпендриться». Когда в команде только мужчины, то все слишком распускаются, мужчины много себе позволяют.
– Иногда приходится видеть, что успешной бизнес-женщине мужчина не очень-то и нужен. На ваш взгляд, какую роль играет мужчина в жизни женщины-руководительницы?
– Жизнь едина и неделима, и в жизни ключевую роль играют отношения между мужчиной и женщиной. Женщина вообще очень много делает для того, чтобы понравиться мужчине, – будь это партнер, друг или еще кто-то. Хотя, в мужчине должно быть столько понимания и терпения, чтобы принять все твои успехи, закидоны, это должен быть сверхчеловек относительно меня самой. Реально в отношениях надо очень много трудиться, прилагать усилия, чтобы и получать эту любовь, и давать ее. Сейчас , кстати, я свободная женщина, но мои мужчины каждый по-своему был очень интересен. У каждого из них было чему поучиться, меня всегда это восхищало.
– От любви – к рынку. Сейчас не очень позитивные прогнозы делаются относительно рынка морепродуктов – якобы россияне в связи с кризисом станут меньше их покупать. Это миф?
– Это миф, потому что килограмм креветок сегодня дешевле, чем килограмм мяса. Во-вторых, потребление морепродуктов не сократится, ведь наша продукция – это легкоусваиваемые белки. Сейчас на нашу продукцию мы имеем спрос в три, а иногда в семь раз больше, чем в период до кризиса. И сегодня мы берем только те контракты, которые реально приносят нам прибыль. Мы повысили норму рентабельности с 23 до 45 процентов. При этом закрыли ряд контрактов, которые нам неинтересны. Сейчас есть примеры, когда даже на сверхконкурентном селедочном рынке у некоторых производителей рост в три и более раз. За счет чего? За счет тех компаний, которые перестали занимать эту нишу.
Не секрет: многие зафиксировали убытки, и сейчас поэтому надо будет компенсировать убытки путем увеличения цены. Очень хорошо, что нам полегчало в плане взаимодействия с розничными сетями, появилась возможность меньше отчислять сетям.
– Между тем, у многих сейчас в связи с кризисом какая-то апатия. Какова ваша стратегия на время кризиса?
– Мне совсем недавно попалась хорошая статья, где был написан пошаговый рецепт, как быть в такие периоды. Ключевые составляющие: рассчитывать на собственные ресурсы, сохранять силы в торговле и производстве, расти в такие периоды и расти грамотно, использовать умный маркетинг, использовать, по сути, простаивающие производственные мощности других компаний, стремиться снизить свои издержки на непрофильных активах. В общем-то, эти правила давно известны, и следование им сейчас для меня важно. Мы сейчас наращиваем объемы производства.
– Удалось ли заключить в Тюмени важные контракты?
– Я поняла, что мой приезд был принят очень радушно, потому что продукт, который мы производим, интересен здесь. Познакомилась с экспертами этого рынка, у вас есть люди, которые настолько хорошо и много знают о рыбной индустрии, что от общения просто получаешь удовольствие. После этой поездки многие тюменцы, думаю, смогут попробовать продукцию компании «Лёдово».