В этом году Обь-Иртышское речное пароходство намерено доказать одному из крупных своих заказчиков – ОАО «Газпром» – что может справляться с задачами более масштабными и сложными, чем прежде. И убеждать делом тюменские речники стали с начала навигации: первые суда пришли в северный порт Харасавэй на западном побережье Ямала как никогда рано.
«Нам заказчик говорил при заключении договора: да никогда раньше, чем 5 августа ваши суда на Харасавэй не приходили, и в этом году уложитесь только в этот срок, – рассказал корреспонденту 72.ru главный инженер пароходства Михаил Алмазов. – Мы сделали все, что от нас зависит, и первое судно, отправленное из Архангельска, пришло 14 июля, а из Тюмени – 19 июля. Нас так рано не ждали, можно сказать, рты разинули, когда суда прибыли в порт».
Уже около десяти лет Обь-Иртышское речное пароходство возит для данного заказчика различные грузы на Харасавэй, они предназначены для обустройства крупнейшего газового месторождения – Бованенковского. Доставляли ежегодно 50-60 тысяч тонн грузов. Сейчас Газпром резко активизировал работы, запланировав ввод Бованенковского на 2011 год. В этом году ОИРП должно доставить в пять с лишним раз больше грузов – 320 тысяч тонн. Стройматериалы, дорожные плиты, оборудование, технику. «Нам в эту навигацию предстоит доказать, что мы можем работать, выполнить все договора, которые мы заключили», – подчеркнул исполнительный директор пароходства Владимир Макаров.
На Харасавэй должно прийти за эту навигацию 150 барж, пришло 60, следовательно, предстоит привести сюда еще 90. Задача сложная, с учетом того, что северные моря (Карское и Белое) покрываются льдом уже к началу октября. Однако реальная, считают специалисты пароходства.
Еще один серьезный заказ на эту навигацию – поставки грузов для Ванкорского нефтегазового месторождения на границе Тюменской области и Красноярского края. Здесь объемы не столь большие – надо завезти около 50 тысяч тонн грузов, это примерно 80 барж. Груз самый различный – трубы, плиты, минвата и так далее. Сложность этого заказа в том, что на реках (Пур, Таз) ограниченные глубины, сами реки узкие. «Наши теплоходы мощностью от 300 до 2400 сил позволяют выполнить любую задачу, – уверен Михаил Алмазов. – Даже столь непростую».
Большая часть грузов, которые доставляет пароходство, отправляют из Тюмени. «Логистику просчитали, убедили заказчика, что отсюда выгоднее отправлять грузы», – отмечает исполнительный директор. В Тюменской области и соседних (Омской, Свердловской) производится достаточно много оборудования, плит. Кроме того, одно из дочерних предприятий пароходства владеет карьером в Свердловской области, где добывают щебень.
По поставкам щебня для строительной отрасли в регионе у ОИРП серьезных конкурентов нет. Если другие грузы можно доставить альтернативными видами транспорта (атомобильным, железнодорожным), то здесь речники выигрывают однозначно – и по объемам, и по цене. Поэтому в 2007 году поставки строительных материалов в ОИРП возросли в 10 раз, по сравнению с 2005 года.
Кроме того, в составе пароходства – ряд северных портов, которые используются и как перевалочные пункты: из железнодорожных вагонов или грузовиков здесь можно все перегрузить на судно и наоборот.
«Мы сейчас восстанавливаем суда, которые со времен перестройки были на консервации. Каждую навигацию добавляем по 10-12 судов. Это также увеличивает возможности пароходства, – подчеркивает Владимир Макаров. – Есть резерв и по использованию флота в начале навигации – пока северные моря еще подо льдом, мы могли бы больше доставлять грузов в порты, расположенные на реках региона». Все свои резервы пароходство намерено использовать уже в самом ближайшем будущем и – расти! Пусть не в 10 раз за два года, но достаточно интенсивно. Так что, может быть, рты еще раскроют не только на северном Харасавэе...