Тюменцы должны сами выбирать магазины, соответствующие их представлению о разумном соотношении цены и качества. Нарушений в ценообразовании в торговых сетях Тюмени не обнаружено, сообщает областной департамент тарифной и ценовой политики.
В сентябре 2010 года по телефону прямой линии в департамент поступило 58 вопросов, касающихся ценообразования на продовольственные товары. Из них половина звонков содержали жалобы на уровень цен на хлеб и молоко. Около 30 процентов звонивших задали вопросы о причинах повышения цен на крупы, сахар и муку, а также мерах по стабилизации цен на эти продукты. Семь человек были недовольны ситуацией, сложившейся на рынке овощей, сливочного масла и яиц куриных. Пять человек интересовали вопросы качества продукции, санитарных условий и обслуживания в торговых точках.
В октябре было принято четыре звонка по продовольствию. Вопросы содержали жалобы на высокие цены на молоко и молочные продукты в торговых точках. По названным адресам был проведен мониторинг. На момент его проведения указанных в жалобе цен в магазинах не наблюдалось, ассортимент включал как дорогие виды продукции (молоко длительного хранения 6% жирности ТМ «Простоквашино»), так и недорогую категорию (Нижнетавдинское молоко 3,2% жирности, фасованное в полиэтиленовый пакет и в тетрапакет). Заявителям были предложены торговые точки, где реализуется товар по более низким ценам. Также по нескольким звонкам информация доведена до сведения администрации города Тюмени, в двух – до администрации Тюменского района. При этом специалисты администраций муниципальных образований выезжали по указанным в жалобах адресам и проводили разъяснительную работу с руководством торговых предприятий.
Кроме того, в сентябре было зарегистрировано повышение отпускных цен на хлеб и молоко на трех предприятиях производителей молока из 14 и трех хлебопекарных предприятий из 80. Удорожание сырья обусловило рост цен на хлеб и молоко в рознице. Нарушений в деятельности торговых сетей обнаружено не было. Один из звонивших задал вопрос: почему в магазине «Зеленый берег» 10 ноября 2010 в продаже присутствовал картофель одинакового качества по разным ценам (по 16,6 и по 22 рубля за кг).
Специалисты департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области совместно с сотрудникам управления по товарному рынку и услугам мэрии по состоянию на 15 ноября 2010 года в продаже торгового центра «Зеленый берег» зарегистрировали картофель двух сельхозтоваропроизводителей: АФ «Кримм» и СПК «Ембаевский» с различной отпускной ценой. Картофель расфасован производителями. Магазин фасовкой не занимается. В зависимости от отпускной цены производителя розничные цены на картофель составили 16,66–19,99 руб./кг. В целом в Тюмени разброс цен на картофель от 16,6 руб./кг до 27 руб./кг. Таким образом, отметили в департаменте тарифной и ценовой политики, диапазон цен и ассортимент предлагаемой продукции достаточно широк и позволяет представителям всех категорий населения выбрать подходящий по стоимости и качеству продукт.
Действующее в настоящее время федеральное законодательство не предусматривает регулирование цен на продовольствие (исключение составляют продукты детского питания и продовольственные товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Цены на продовольственные товары, производимые предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, формируются ими самостоятельно с учетом затрат на их производство, стоимости сырья и ряда других объективных факторов. При этом изменение отпускных цен производителей объективно может быть обусловлено повышением производственных затрат, включая затраты на топливо, электроэнергию. Отпускные цены оптовых организаций и розничные цены предприятий торговли на продовольствие формируются исходя из затрат на их реализацию, а также с учетом спроса и предложения.
Анализ показывает, что торговая надбавка в десяти торговых объектах областного центра на одно и то же наименование товара от одного изготовителя находится в диапазоне:
по хлебу «Дарницкому» – 4–19% (разница в розничной цене ± 3,8 рубля);
молоко «Ситниковское» жирн. 3,2–3,4% – 27,4% (разница в розничной цене ± 6 рублей);
яйцо первой категории ЗАО «Боровская птицефабрика» – 13,3–23,3% (разница в розничной цене ±4 рубля).
По данным мониторинга, самые низкие цены зафиксированы в крупноформатных объектах площадью 5000 и более квадратных метров, это гипермаркеты: «Лента», «Зеленый берег», «Райт», «Карусель», а также в «Монетка»-дискаунтер; самые дорогие продукты – в магазинах площадью до 500 квадратных метров.
Общий уровень торговой наценки составляет для формата:
гипермаркет (площадь более 5000 квадратных метров), магазин-дискаунтер – до 20%;
супермаркет (площадь 2000–3000 квадратных метров), «Тамара» – до 25%;
магазин «у дома» – до З0–38%.
С развитием новых форматов торговли населению предлагаются бонусные накопительные системы, позволяющие приобретать продукты питания со скидками, что привлекает все большую часть граждан в такие торговые точки. Телефон прямой линии – 29-64-25. Напомним, что она открылась 1 октября 2009 года для организация мониторинга цен на социально значимые услуги, товары, продукты питания посредством получения информации от населения Тюменской области.