Вчерашнее ДТП вновь заставило Тюмень говорить о давней проблеме. На протяжении нескольких лет город планомерно избавляется от нерегулируемых пешеходных переходов. Если верить властям, делается это исключительно во благо пеших участников дорожного движения, однако сами пешеходы облагодетельствованными себя не считают.
Напомним, в аварии на улице Чаплина погиб пешеход, пересекавший проезжую часть вне пешеходного перехода. На видео, попавшем в Сеть, видно, что мужчина рассчитывал перебежать дорогу перед медленно едущим автомобилем, однако из-за машины на высокой скорости вылетел мотоциклист. Мужчина скончался в больнице от полученных травм. 26-летний мотоциклист также оказался в больнице с растяжением связок и ранами бедра и предплечья.
Очевидно, что за смерть на дороге теперь предстоит отвечать водителю. Не важно, где пешеход перешел дорогу, по действующему законодательству, водитель в любом случае обязан возместить моральный вред пострадавшему, поскольку он управляет средством повышенной опасности. Естественно, автомобилистов такое положение дел возмущает: оказаться в неприятной ситуации может каждый, даже самый законопослушный водитель. К тому же статистика ГИБДД показывает, что количество аварий по вине самих пешеходов в последнее время увеличивается.
За шесть месяцев 2015 года в Тюменской области произошло 295 наездов на пешеходов. Это на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество наездов на пешеходных переходах сократилось на 29%, а количество аварий по вине самих пешеходов выросло на 3%. Эти данные можно объяснить улучшением культуры поведения водителей, однако у безлошадных горожан есть свое объяснение этой статистике.
«Водители не стали более законопослушными. Просто за последние годы в Тюмени сделали все, чтобы пешеходы бросались под колеса. Уничтожение пешеходных переходов заставляет людей нарушать правила, – считает активист Андрей Рябинин. – Взять, например, переход у магазина «Сват». Убрали переход очень нужный, к которому все привыкли. Все переходят теперь нелегально, считая абсурдом совершать лишний путь до ближайших перекрестков и рискуя жизнью. Конечно, для автомобилистов сто метров – это незначительное расстояние, но для людей, которые идут пешком, для пенсионеров, для инвалидов, каждый шаг – это усилие. Почему-то городские власти не хотят этого понять. И вместо того, чтобы подсвечивать переходы, укладывать искуственные неровности, в общем, делать переходы более безопасными, у нас их просто уничтожают. Скоро дойдет до того, что нас вообще загонят в гетто и запретят передвигаться на своих двоих».
Напомним, за последние годы нерегулируемые пешеходные переходы убрали со всех центральных улиц областного центра. Почти не осталось зебр без светофоров на улицах Республики, Ленина, Мельникайте, Герцена, Профсоюзной. В апреле ликвидировали даже «интеллектуальный переход» на улице Ямской.
В ГИБДД поясняют, что ликвидация переходов происходит для повышения безопасности пешеходов. Начальник областной Госавтоинспекции Геннадий Лоточкин неоднократно отмечал, что народные тропы небезопасны. «Я считаю, что Тюмень – это город и для автомобилистов, и для пешеходов, – заявил он на недавней встрече с журналистами. – Да, перед нами стоит задача по развитию улично-дорожной сети, задача увеличить пропускную способность улиц, но это выгодно всем горожанам».