Активисты автомобильных движений выступили с инициативой внести изменения в ПДД, касающиеся светофорного регулирования перекрестков. Они предлагают разрешить поворачивать направо не только на зеленый свет, но и на красный. На загруженных перекрестках, по их мнению, нужно установить светофоры со специальным знаком – зеленая стрелка на белом фоне – и таким образом ускорить темпы продвижения транспорта. По подсчетам активистов, этот способ гораздо дешевле установки дополнительных светофорных секций, а также отличное средство борьбы с заторами и экономии топлива.
Показательная акция прошла в столице около здания Минтранса. Представители движения «Наши» и Московского центра борьбы с пробками установили у входа в министерство настоящий светофор с указателем-стрелкой.
«Реализация данного предложения сократит задержки в движении транспорта до 20%, а расход топлива уменьшится на 15%, – поясняет руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. – Более того, рыночная стоимость такой стрелки составляет всего 300 рублей. Установка же обычной правоповоротной секции обойдется в десятки раз дороже, что позволяет делать вывод о минимальных затратах на подобное усовершенствование».
Итак, знак-указатель – не что иное, как бюджетный аналог секции со стрелкой направо, только с постоянно горящей. И движение осуществляется по сходному принципу: пропусти пешеходов и транспорт, идущий с других направлений, а потом иди на маневр (пункт 13.5 ПДД). Только в данном случае знак дает возможность повернуть направо даже на запрещающий сигнал, если дорога пуста и движение безопасно.
«Если бы культура вождения в нашем государстве была высокой, то можно было бы говорить о каких-то послаблениях в правилах дорожного движения. Но когда на дорогах хамство, а слово «взаимовежливость» вообще нельзя применить к стилю вождения наших автолюбителей, конечно, ни о каких поворотах на красный сигнал светофора даже речи вести нельзя. Я, напротив, считаю, что надо ужесточать правила и строже наказывать за их нарушение, тогда, может быть, водители станут дисциплинированными и пробок станет меньше, так как никто не будет лезть вперед и выезжать на мигающий желтый на середину перекрестка, перекрывая путь для движения тем, у кого загорелся зеленый сигнал», – считает тюменская автомобилистка Виктория Колесникова.
Правый поворот на красный свет – принцип ПДД, разрешающий в странах с правосторонним движением поворачивать направо на красный сигнал светофора при отсутствии ТС и пешеходов, движущихся на зеленый свет. Впервые это правило заработало в США во время энергетического кризиса 70-х гг., чтобы экономить горючее, и до сих пор американцы активно им пользуются.
Такой маневр разрешен в Германии, в то время как в ЕС допускается правый поворот только на зеленый сигнал. В начале 2000-х гг. эксперимент с поворотом на красный проводился в Украине, с тех пор табличка с зеленой стрелкой внесена в перечень дорожных знаков и приравнивается к постоянно горящей зеленой секции.
Несмотря на благой посыл предложения московских активистов, тюменские общественники считают, что это никому не нужное «изобретение велосипеда» и достаточно рисковая мера в плане ДТП. Это касается и наездов на пешеходов, и простого незнания правил движения по стрелке – автомобилисты часто воспринимают сигнал дополнительной секции как полное преимущество на дороге.
«Во-первых, уже есть аналогичные средства регулирования, и я считаю, что дополнительных секций достаточно для этого. Ведь у нас главная задача – не удешевить способы регулировки, а максимально упорядочить движение автомобилей, развести транспортные потоки и пешеходов, – говорит зампредседателя одного из отделений ВОА в УрФО Николай Живец. – Это несколько эгоистичная мера со стороны автомобилистов, ведь дороги у нас не только для машин, но и для пеших участников движения. Думаю, проезд на красный свет только усугубит ситуацию по авариям с пешеходами. И, наконец, мы участники европейской конвенции, наши ПДД прописаны в соответствии с ней, а в большинстве стран Европы правый поворот на красный запрещен. Предложение противоречит международным соглашениям».
Минтранс со своей стороны поддерживает инициативу москвичей, но подчеркивает, что изменять ПДД не в их компетенции. Госавтоинспекция в свою очередь считает – при подобной организации движения количество аварий и погибших в них увеличится. Кстати, в США, откуда и пришло правило, с 1982 по 1992 года произошло 84 серьезных аварии на перекрестках с разрешенным движением на красный.
«Госавтоинспекция к возможности внесения такого изменения в Правила относится отрицательно, – отметила начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Тюменской области Анжела Борисова. – Это может привести к росту дорожно-транспортных происшествий».
Насколько действенной окажется акция москвичей – это большой вопрос, а вот система Smart City, то есть внедрение «умных» светофоров, уже рассматривают администрации некоторых провинциальных городов, измученных пробками, как эффективный путь избавления от автомобильных заторов.