Авто «Без шума и дыма»: работа будет продолжена

«Без шума и дыма»: работа будет продолжена

Избавить общественный транспорт и такси от курения и громкой музыки – такую задачу поставили перед собой организаторы акции «Без шума и дыма» – молодежное общество защиты прав потребителей «Северный стандарт» и Тюменское региональное отделение «Молодой Гв

" src=

Избавить общественный транспорт и такси от курения и громкой музыки – такую задачу поставили перед собой организаторы акции «Без шума и дыма» – молодежное общество защиты прав потребителей «Северный стандарт» и Тюменское региональное отделение «Молодой Гвардии».

Итоги акции, которая состоялась с 24 по 30 апреля в Тюмени, подвели участники круглого стола. Заседание прошло 7 мая в конференц-зале Тюменского регионального отделения «Молодой Гвардии «Единой России»».

Напомним, что в ходе акции раздавали листовки и разъясняли пассажирам их права. В частности, что каждый пассажир имеет право обратиться к водителю с требованием прекратить курить, так как это вредит здоровью окружающих. По мнению организаторов акции, каждый имеет право на выбор репертуара музыки, которая звучит в салонах общественного транспорта или такси. И любимые многими водителями автобусов, маршруток и такси блатные песни пассажиры слушать совершенно не обязаны. В ходе акции раздавали наклейки с надписью «Здесь курят» – их можно было закрепить на «нехорошем» автобусе или «Газели». Работала горячая линия – тюменцы могли сообщать номер маршрута и транспортного средства, где водитель неуважительно вел себя по отношению к пассажирам.

В работе круглого стола приняли участие депутаты тюменской областной и городской дум, представители городской администрации, регионального штаба «Молодой Гвардии», областного управления ГИБДД.

Перед участниками стояла задача – выработать юридические механизмы воздействия на водителей общественного транспорта, которые в нарушение прав пассажиров позволяют себе курить на рабочем месте и включать громко вульгарную музыку. Однако выяснилось, что в российском законодательстве не все однозначно. Так, статья 6 федерального закона «Об ограничении курения табака», вступившего в силу в июле 2001 года содержит запрет на курение в общественных местах, в том числе и в общественном транспорте. А в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации, также вступившем в силу в 2001 году, отсутствует ответственность за данное нарушение. Не содержит ответственности за курение в общественных местах и новый КоАП Тюменской области, который действует с 1 марта 2008 года. Получается интересная ситуация – курить в общественных местах запрещено, а наложить штрафные санкции на нарушителей нет возможности.

Любые изменения в российский КоАП могут приниматься только на федеральном уровне. Поэтому внесение изменений или поправок, касающихся санкций к злостным курильщикам, в региональные нормативные акты легко может быть оспорено прокуратурой в суде. Пример тому – Архангельская область, где подобные изменения были отменены в судебном порядке.

Выходом из этой ситуации, по мнению начальника управления по товарному рынку и услугам Анатолия Канова и депутата Тюменской областной думы Владимира Столярова, может стать обращение депутатов регионального парламента в Государственную думу РФ о внесении изменений в КоАП РФ. Решений может быть два: либо принять поправку на федеральном уровне, либо предоставить субъектам Российской Федерации право самим вносить изменения в региональные нормативные акты, касающиеся курения в общественных местах и пригородном и общественном транспорте.

Эту идею поддержал и заместитель начальника управления ГАИБДД по Тюменской области Алексей Павлов. Он отметил, что в стране реализуется федеральная программа по безопасности дорожного движения, рассчитанная до 2012 года. В КоАП Российской Федерации уже внесен ряд изменений, направленных на сокращение аварийных ситуаций на дороге. Инициатива молодежного общества «Северный стандарт» очень важная и может также повлиять на уменьшение дорожно-транспортных происшествий.

«За год в России в автомобильных авариях погибает до 30 тысяч человек. Это сравнимо с населением небольшого российского города. Каждый год в авариях гибнет до полутора тысяч детей. Это целая школа. Влияет ли курение на безопасность дорожного движения, сказать сложно. Да, выезжая на место ДТП, сотрудники ГАИ фиксируют тот факт, что во время столкновения машин в салоне курили. Но способствовало ли это ДТП или нет, установить трудно даже в ходе экспертизы, – сказал Алексей Павлов. – В областном управлении ГАИ перед круглым столом мы обсудили эту проблему и пришли к выводу, что инициатива о запрещении курения за рулем важная и нужная. Особенно, если это касается безопасности дорожного движения. И в первую очередь штрафные санкции должны применяться к водителям общественного транспорта, от которых зависит жизнь пассажиров».

Алексей Павлов пояснил, что контролировать водителей-курильщиков автобусов и маршруток несложно. Сотрудники милиции в штатской одежде могут садиться в общественный транспорт и, если в ходе движения по маршруту водитель нарушит нормы, составить протокол об административном нарушении.

Особое мнение высказал генеральный директор «Радио-7» Анатолий Мокроусов. По его словам, социальный ущерб от курения и громкой музыки велик. Горожане свыклись с курением на улице, распитием спиртных напитков, громкой музыкой. Поэтому одними административными мерами не обойтись. Нужно формировать общественное мнение, которое бы негативно относилось к таким явлениям. А качество воздуха или звука в общественном транспорте должны стать критериями качества обслуживания пассажиров. «Надо разъяснять пассажирам, что они вправе потребовать от водителя выбросить сигарету или выключить музыку», – добавил Анатолий Мокроусов.

По мнению специалиста управления по транспорту администрации Тюмени Ольги Дзисян, воздействовать на нерадивых водителей можно через руководителей автотранспортных предприятий. В частности, управлением по транспорту предлагается включать в договоры о перевозке пассажиров, которые заключаются с автопредприятиями, нормы, запрещающие курение за рулем и прослушивание вульгарной музыки. В свою очередь, перевозчики могут воздействовать на водителей посредством лишения премиальных за нарушение этих норм.

Депутат Тюменской городской думы, ректор Тюменского госуниверситета Геннадий Чеботарев предложил при разработке изменений в КоАП учесть зарубежный опыт. Например, в Италии злостных нарушителей административного законодательства лишают лицензий на ведение какой бы то ни было экономической деятельности. Эту же норму можно было бы применить и к пассажирским автоперевозкам.

Что касается прослушивания музыки в общественном транспорте, то в этом случае ситуация регулируется 4 частью Гражданского кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2008 года. Эта часть регулирует отношения в сфере авторского права. Согласно кодексу при воспроизведении музыки или песен в общественном месте за использование авторских прав следует отчислять денежные средства во Всероссийское авторское общество. На сегодняшний день радиостанции так и поступают. Следуя этому принципу, владелец общественного транспорта так же должен вносить отчисления за проигрывание музыки в автобусе или маршрутке. В данном случае можно обязать автопредприятия отчислять средства за использование авторских прав, а за несоблюдение – штрафовать. Это касается не только музыки, проигрываемой радиостанциями, но и музыки с иных звуковых носителей – кассет, компакт-дисков.

Участники круглого стола решили довести дело до конца и выработать ряд мер, направленных на внесение и принятие законодательной инициативы в Государственной думе. Кроме того, решено провести ряд встреч с руководителями автотранспортных предприятий, чтобы совместными усилиями решить возникшую проблему. В частности, предложено разместить во всех автобусах и маршрутках информацию о том, что пассажиры имеют право потребовать от водителя не курить за рулем и выключить музыку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем