
Татьяна с мужем имеют вид на жительство на Тайване, поэтому живут то там, то в России
Фото: Татьяна Калачева
Поделиться
Сибирячка Татьяна Калачева с мужем имеют вид на жительство на Тайване, именно поэтому они поставили местную вакцину, как только там началась массовая вакцинация. После они вернулись на родину и поняли, что остаются вне закона и не могут получить QR-код. Медицинский обозреватель НГС Мария Тищенко узнала, как пациенты переносят тайваньскую вакцину, почему привитым за границей в России не дают QR-коды и можно ли по формальным причинам вакцинироваться менее, чем через полгода.
Почему именно тайваньская вакцина
Татьяна с мужем жили на Тайване последние два года. Иностранные вакцины там были в дефиците, а с августа 2021 года началась массовая вакцинация местным двухкомпонентным препаратом Medigen. Как только она стала доступна, семья записалась на прививку. Изначально, если бы был выбор, Татьяна поставила бы американскую вакцину Moderna, а не тайваньскую.
— На вакцину вообще никакой реакции не было: ни повышения температуры, ни ломоты, ни угревой сыпи — только припухлость в месте укола. Рекомендации были такие: наблюдать за своим состоянием и пить теплую воду. На осмотре до вакцинации врач предупреждал, что возможно повышение температуры, индивидуальная реакция. Все, с кем я разговаривала, тоже говорили, что не было побочных эффектов. Я говорила с молодыми людьми, до 40 лет, — рассказывает Татьяна.

С такой вакциной в России Татьяна никуда не может пройти
Фото: Татьяна Калачева
Поделиться
Какую-либо из российских вакцин она ставить не хочет.
— Я хотела бы больше открытости от нашего правительства, когда они говорят о вакцинации. На Тайване тоже разные мнения о местной вакцине, но многие люди вложились в эту компанию, купили акции, чтобы на острове разработали свой препарат. Они безумные патриоты. И массово шли прививаться: более 70% уже вакцинировались хотя бы однократно с августа
После пройденного курса вакцинации, в октябре, Татьяна с мужем вернулись в Россию. Здесь они выяснили, что никак не могут получить QR-код, несмотря на то, что вакцинированы.
— В Новосибирске выяснилось, что с тайваньской вакциной мы не можем получить QR-код, мы не можем получить медотвод. Я пришла в поликлинику, чтобы там помогли хоть что-то сделать, потому что у нас есть антитела после вакцинации. Но нам отказали, причем в какой-то такой форме: «Есть только российская вакцина, остальное мы не признаем». Мы попали в слепую зону законодательства: вы не хотите продавать иностранную вакцину здесь? Хорошо, это дело государства. Но мы же поставили эту вакцину, должны же каким-то образом получить признание этого. А с таким высоким уровнем антител опасно идти еще раз вакцинироваться, — считает сибирячка.

Татьяна говорит, что у нее высокий уровень антител
Фото: Татьяна Калачева
Поделиться
Татьяна следит за новостями и говорит, что в России обсуждают выдачу кодов тем, кто вакцинировался за границей, и очень этого ждет.
— Мы вернемся по работе на Тайвань, ревакцинируемся, а потом снова приедем сюда и снова будем без кода, — переживает она.
Вакцинация и ревакцинация на Тайване проходят проще, чем в России, по словам Татьяны: пациенту приходит сообщение о том, что его приглашают на прививку, а он может обратиться в любой пункт вакцинации. То есть вакцина на пациента в любом случае рассчитана. К примеру, Татьяна хотела бы ревакцинироваться или той же тайваньской вакциной, или подать заявку на Moderna или AstraZeneca.

Вакцинация на Тайване происходит по приглашению
Фото: Александр Ощепков / NGS.RU
Поделиться
Как работает Medigen
Терапевт центра семейной медицины «Здравица» Варвара Веретюк объясняет, что Тайвань производит субъединичную вакцину MVC-COV1901 — Medigen, которая состоит из частиц рекомбинантного спайк-белка и адъюванта (вещества, которое потенцирует иммунный ответ). В 2021 году этой вакциной была привита президент Тайваня.
— По опубликованных данным II фазы исследования вакцины MVC-COV1901, 99,8% выработали нейтрализующие антитела против SARS-CoV-2. Переносимость вакцины была хорошей: тяжелые поствакцинальные реакции отсутствовали, наиболее частой реакцией после вакцинации была боль в месте укола — 71,2%, недомогание или слабость — 36%, повышение температуры было отмечено у 0,7% привитых. Такие результаты переносимости были ожидаемы: субъединичные вакцины против других инфекций — гепатит В, грипп — хорошо переносятся, — замечает Варвара Веретюк.
Она уточняет, что не нашла открытых данных о влиянии вакцины MVC-COV1901 на снижение риска заболевания COVID-19, тяжелого течения и летальных исходов.
— Также на Тайване разрабатывалась и пептидная вакцина UB-612 — содержит частицы спайк-белка и адъювант, подобно вакцине «ЭпиВакКорона». Весной 2021 года была начата II/III фаза ее исследований, но мне неизвестно, введена ли она в гражданский оборот, — поясняет эксперт.
Варвара уточняет, что поскольку вакцина MVC-COV1901 не зарегистрирована на территории России, то привитый ею человек пока не может получить QR-код, действительный на территории нашей страны. Вариант выхода из этой ситуации — сделать дополнительно российскую вакцину, достаточно однокомпонентной — «Спутник Лайт».
— Поскольку наличие антител не является противопоказанием к вакцинации, никаких проблем в получении третьей дозы нет. Можно рассматривать это как бустерную дозу. В определении сроков можно опираться на опыт и рекомендации, действующие в США. Там утверждена трехкомпонентная вакцинация для людей с умеренным или тяжелым иммунодефицитом для получения надежного иммунного ответа, третью дозу делают через 28 дней после второй, — приводит пример терапевт.
По поводу совместимости она отвечает, что за рубежом проводились исследования, где вводилась одна доза векторной вакцины, а другая доза — м-РНК-вакцины против COVID-19. Это давало хорошую переносимость и более выраженный иммунный ответ: титры нейтрализующих антител были в три раза выше, чем при вакцинации двумя дозами м-РНК-вакцины Pfizer или аденовирусной вакцины AstraZeneca.
— Есть все основания полагать, что совместимость субъединичной и векторной вакцины будет хорошей, поскольку субъединичные вакцины являются инактивированными и отличаются хорошей переносимостью, а векторные вакцины отличаются большей иммуногенностью, то есть способны обеспечить более выраженный и стойкий иммунный ответ, — считает Варвара Веретюк.

Пока не известно, будут ли вакцины защищать от «омикрона»
Фото: Александр Ощепков / NGS.RU
Поделиться
С какой периодичностью можно ставить разные вакцины
Врач-вакцинолог сети многопрофильных клиник для всей семьи «1+1» Мария Ивлева отмечает, что совместное использование тайваньской вакцины с другими препаратами против COVID-19 не исследовалось, что и указано в инструкции. По ее словам, для многих вакцин уже стартовали подобные исследования, поэтому, вероятно, относительно скоро ВОЗ опубликует их результаты.
— Для российской вакцины «Спутник V» такое исследование инициировано в комбинации с AstraZeneca. Насчет интервалов между введениями разных типов вакцин и получения статуса вакцинированного против коронавируса — здесь рекомендации будут зависеть от того, сколько доз было введено, какие именно вакцины и в каком государстве на данный момент вы будете находиться. Тактика может быть разной, и ее необходимо обсудить с терапевтом. Будем надеяться, что процесс признания ВОЗ нашей отечественной вакцины движется в положительном направлении и в недалеком будущем неудобств с приобретением статуса вакцинированного будет меньше, — говорит Мария Ивлева.
Эксперт в области доказательной медицины, израильский врач Борис Бриль замечает, что тайваньская вакцина создана по такой же технологии, что и Novavax, которая в большей степени распространена в мире.
По его словам, есть вакцины, основанные на РНК, которые, кстати, изначально разрабатывались для борьбы с онкологическими заболеваниями; есть векторные, здесь немного другой принцип действия. Medigen создана не на мертвом, инактивированном вирусе, а на части вируса — на белковых структурах.
— Если посмотреть на коронавирус, то у него много шипов: эти шипчики и есть белки. Вакцина несет в себе эти шиповидные белки, которые производятся клетками насекомых, зараженных модифицированным вирусом. После того как вакцина попадает в тело, начинается выработка антител и Т-лимфоцитов. Medigen — довольно эффективная вакцина, которая в исследованиях показала 93%. Ее использование ограничено, поэтому большого количества статистических данных нет, — говорит Борис Бриль.

Пока эксперты ждут появления «омикрона», чтобы делать другие выводы
Фото: Александр Ощепков / NGS.RU
Поделиться
Как эта вакцина будет работать в мире и на других штаммах, пока трудно сказать, добавляет Борис Бриль. В любом случае, уверен врач, любая вакцина, которая показывает эффективность, важна: если у людей была возможность привиться ей, то они правильно сделали.
— Пока эксперты озабочены «омикроном»: понятно, что любой вирус мутирует, с меньшей степенью мутируют белки на его поверхности. Но в «омикроне» в мутации шип-белка произошли довольно большие изменения — насколько это повлияет в реалии на переболевших и вакцинированных, пока неизвестно. Пока описано мало случаев заболевания «омикроном» — около 800. Как медработники и исследователи мы обязаны идти впереди вируса, поэтому нужно изучить, как этот штамм влияет на вакцинированных. Если мы расслабимся и ничего не предпримем, а вирус оправдает самые нехорошие ожидания и обойдет иммунитет, мы получим кучу смертей. Что мы теряем, если вводим определенный локдаун в пределах границ? Да особо ничего: страны же живут не на туризме. Неудобства, это понятно, но неудобства и человеческая жизнь — это две разные вещи, — уверен доктор.
Врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев сообщает, что в нашей стране — единый подход к этому вопросу: в России не признаются вакцины других государств.
— Об этом неоднократно высказывался президент и в обращениях к мировым лидерам. Он называет это вакцинным национализмом, когда признаются только препараты своей страны. Более того, у нас есть проблемы с признанием вакцинации «Спутником», пройденной в другой стране. То есть проблема более широкая. Есть медицинский аспект в этом вопросе, он достаточно четкий: никто в мире не рекомендует более сокращенный интервал между вакцинами и ставить их чаще, — объясняет Александр.
По его мнению, сейчас есть понимание первичного полного комплекса вакцинации, который должен включать в себя три дозы: две первых с интервалом в 21 день и еще одну — через 4–6 месяцев. Людям с ослабленным иммунитетом рекомендуется третью дозу ставить раньше, чем через шесть месяцев. По другим режимам вакцинации исследования не проведены.
— Что может быть, если человек слишком часто ставит вакцины? Как минимум есть исследования о том, что если срок между вакцинами короткий, то эффективность ниже. Это говорит о том, что люди, которые из-за, например, формального получения QR-кода или зеленых паспортов в других странах вынуждены ставить себе прививки чаще, могут получить более низкую эффективность. Второй аспект заключается в формальности, которая вынуждает людей в разных странах идти на ухищрения, чтобы получить возможность передвигаться, — заключает Александр Соловьев.