Светлана Боброва с семьей около двух лет назад эмигрировала в США. Она живет в городе Денвер и работает в американском садике для русскоязычных детей. Бывшая тюменка рассказала 72.RU, как устроены американские сады и чем они отличаются от российских.
Что и сколько стоит
Система детских садов в США многообразна: есть частные садики, есть городские на базе школы, корпоративные сады, благотворительные садики при церквях. При этом все они платные и стоят примерно одинаково. Корпоративные сады чуть дороже, а благотворительные — чуть дешевле. Садик при церкви в финансовом плане — самый выгодный вариант, но родители должны понимать, что там детям будут давать основы Библии.
В каждом штате и городе — своя цена. В Денвере садик в среднем стоит около тысячи долларов в месяц, если ходить на полный день пять раз в неделю.
— Мы в Штатах живем еще не очень долго, но, как говорит руководительница нашего сада Елена Рэйбан, для американца это в целом недорого. Средняя зарплата в США — 60 тысяч долларов в год. Наш садик, например, выходит где-то в 14 тысяч за год. Малоимущим родителям дают субсидии, скидки на садик для таких людей могут доходить до 80%, — говорит Светлана.
Как устроен садик
Садик для русскоязычных детей, в котором работает Светлана, в бытовом устройстве не сильно отличается от обычного англоязычного. В США есть система лицензирования, чтобы получить лицензию, нужно соответствовать заданным стандартам. Питание в лицензированном садике может быть привозным, но также можно готовить на месте. Есть и третий вариант, очень популярный в Америке: еду родители приносят детям из дома — в термосах и контейнерах. Многие дети — аллергики, поэтому своя еда решает многие проблемы. В американских садах дети обычно спят на матрасиках, которые кладутся прямо на пол. В русскоязычном садике дети спят на маленьких раскладушках, в этом его особенность.
В бытовом плане, по мнению Светланы Бобровой, российские садики удобнее американских.
— Я когда-то для себя сформулировала, что школьную систему в России сложно спасти, а вот у дошкольной есть хороший потенциал. В плане материальной базы в России всё сделано очень удобно. А вот наполняемость группы можно и нужно менять и квалификацию персонала тоже. Если добавить гуманизацию в российские детские сады, то они станут отличным местом для ребятишек, — говорит Светлана Боброва.
В Штатах воспитатели постоянно повышают квалификацию. Это делается через интернет. Людям, которые работают с детьми, предоставляют обновленные научные данные об особенностях развития детей, о том, как у них устроен мозг, как они меняются.
— Мы регулярно проходим онлайн-курсы, в которых много информации о том, что и как работает, о том, как правильно общаться с детьми. Когда мы начали это делать, не только у меня одной было впечатление: блин, если бы в России учителям и воспитателям это рассказывали, многое было бы по-другому, — отмечает Светлана Боброва.
Американские дети тоже болеют, но родители относятся к этому по-другому. В Америке никто не будет сидеть неделями дома с ребенком, у которого сопли. Тем более перерасчет за пропущенные дни не производится. Пропускать много просто невыгодно, а если оба родителя работают, то и невозможно. Поэтому американские родители могут, например, утром сбить больному ребенку температуру и отвести в садик. Но если в садике замечают, что ребенок болен, то родителей обязывают его забрать.
Число воспитателей в группе зависит от возраста. Для детей до 2,5 лет принята пропорция один к пяти: пятеро малышей — один взрослый, максимальное количество в группе — 10 детей. У детей старше 2,5 лет — пропорция один к десяти, в группе может быть максимум 17 детей.
— Я работаю в группе, где дети от 2,5 до 5 лет. Если у меня 10 детей, то я одна. Если приходит, например, 11, то подключается еще один воспитатель, — объясняет Светлана Боброва.
Чему учат
В Штатах всё происходит гораздо раньше, чем в России. Дети ходят в садик до пяти лет. В пять лет они идут в школу, сначала это «нулевой» класс, потом первый (в шесть лет), второй и так далее. Выпускники садов должны знать алфавит (в том числе соответствие букв и звуков), а также уметь считать до десяти и обратно. В садике, в котором работает Светлана Боброва, нагрузка двойная — детям дают всё то же самое и по-русски.
— В Америке многие русскоязычные семьи стремятся сохранить детям русский язык. Дети очень быстро переходят на английский и перестают говорить на русском. Я разработала для своей группы специальную программу. Ее суть в сочетании американских требований и аналогичных русских знаний. Допустим, если дети должны знать английский алфавит, то параллельно мы даем русские буквы и звуки. Мы всё это, конечно, делаем в игровой форме. Клеим, рисуем, лепим буквы и цифры, — рассказывает Светлана Боброва.
Детям из русскоязычных семей читают Чуковского и Маршака, а также русские народные сказки. Всё это делается, чтобы привить культурные вещи, понятные любому россиянину. Кроме того, в рацион в таком садике стараются вводить борщ и другие супы.
— Не хочу идеализировать американскую систему, везде работают люди. Бывают какие-то истории про плохое отношение к детям. Разница — в последствиях для воспитателей и в возможности пойти в суд. Потребители здесь больше защищены. А главное для садов, особенно частных, — это репутация, — объясняет Светлана Боброва.
Родители в России тоже обращаются в суд в случае конфликта в садике, но предметы спора у нас несколько другие. Почитайте, как папа тюменского малыша судится за право водить ребенка в садик без реакции Манту. Как устроены садики в Италии, Германии и Бразилии можно узнать из рассказов тюменцев, которые уехали жить за границу.