Житель Тюмени Андрей Коробейников провел месяц в экспедиции «Легенды Арктики». Команда из семи человек, собравшихся из разных уголков страны, отправилась в холодную тундру на снегоходах, чтобы посетить несколько арктических островов. Корреспонденту сайта 72.ru Андрей Коробейников рассказал, что заставило его отправиться в холодные края, сколько времени заняла подготовка, почему команде не удалось пройти весь запланированный маршрут и на что похожа Арктика.
Экспедиция «Легенды Арктики» была приурочена к 120-летию плавания команды норвежского путешественника Фритьофа Нансена. Она началась 14 февраля и завершилась 17 марта. Участники путешествия должны были пройти на снегоходах по маршруту: Тарко-Сале – Самбург – Антипаюта – поселок Гыда – метеостанция Сопочная Карга – остров Диксон – мыс Стерлигова – острова Скотта Гансена – Архипелаг Норденшельда – остров Нансена – остров Тыртова – острова Фирнлея.
В экспедицию отправились: Игорь Знаменский (Тарко-Сале), Андрей Семешко (Тарко-Сале), Андрей Моисеев (Норильск), Виктор Кузякин (Норильск), Сергей Макеров (Петропавловск-Камчатский), Александр Семенюта (Тарко-Сале), Александр Лабутин (поселок Се-Яха), Андрей Коробейников (Тюмень).
Участники экспедиции
– Что привело вас в Арктику? Это как-то связано с вашей работой или интересами?
– Моя работа мало связана с Арктикой, я работаю в ГК «Автоград», которая занимается продажей и обслуживанием автомобилей. На Север меня привело хобби. Я с детства увлекаюсь радио. Все участники экспедиции нашли друг друга через эфир, через общие увлечения.
– Когда решились на поездку и начали подготовку?
– Готовиться к экспедиции начали в прошлом году, примерно с весны. Кто-то из участников занимался аппаратурой, ребята из Норильска получали разрешения на посещение Таймыра в Красноярском крае, на Ямале этим занимался руководитель экспедиции Игорь Знаменский из Тарко-Сале. Он состоит в русском географическом обществе, коллектив Ямальского отделения РГО помог нам с информационной поддержкой и согласованием маршрута с МЧС.
Остальные организационные моменты, также как и все расходы, легли на плечи участников. Спонсоров у нас не было, рассчитывали только на себя. Если не учитывать стоимость аппаратуры, то путешествие обошлось не дороже, чем стандартная поездка в Турцию. Это если разделить на всех. В целом, подготовились нормально. Даже взяли с собой надувной отапливаемый модуль, в котором несколько раз ночевали.
– До этого вы уже бывали в подобных путешествиях?
– Я не увлекаюсь экстремальными походами, поэтому поездка в Арктику стала для меня первой. Зачем я туда отправился? Решил посмотреть на Север своими глазами. Другие ребята, которые вошли в состав нашей экспедиции, раньше уже путешествовали по Ямалу и Камчатке, бывали на островах. После поездки лично я пришел к выводу, что по Арктике возможно путешествовать с достаточным комфортом. Для этого надо хорошо подготовиться, в частности, иметь хорошую экипировку.
– Зачем вы отправились в экспедицию?
- Нашей целью было попасть на острова архипелага Норденшельда и оттуда выйти в эфир. Есть такая мировая программа «Острова в эфире», когда радиолюбители приезжают на разные острова и оттуда работают в эфире. И есть локации, с которых мало кто работал. И те острова, на которые мы хотели попасть (остров Диксон, мыс Стерлигова, острова Скотта Гансена, архипелаг Норденшельда, остров Нансена, остров Тыртова, острова Фирнлея) очень востребованы. Радиолюбители со всего мира ждали, когда мы доберемся до места назначения и выйдем в эфир. Но до всех точек мы так и не добрались – доехали только до острова Диксон.
Маршрут, пройденный участниками экспедиции
IOTA (острова в эфире) – радиолюбительская программа на диапазонах коротких и ультракоротких волн, основанная в 1964 году. Она способствует установлению радиосвязей с радиолюбительскими станциями, расположенными на островах по всему миру. Охотники за островами стремятся провести радиосвязь с наибольшим количеством мест по всему миру, в том числе и необитаемыми.
– Что помешало закончить экспедицию?
– Нам элементарно не хватило времени. Мы рассчитывали, что вернемся к середине марта, а когда приехали на Диксон и посчитали, то выяснилось, что нам нужен еще месяц для того, чтобы пройти оставшиеся острова – это 800 километров в одну сторону. А оттуда еще нужно вернуться, а у всех ведь работа, обязательства… Поэтому мы совместно приняли решение не идти так далеко, отложить экспедицию на следующий год. Но, тем не менее, мы получили полезный опыт, было очень интересно.
– Какое расстояние прошли от начальной точки до Диксона?
– Общий пробег я замерял на снегоходе, он составил 2500 километров. Это до Диксона и обратно в Тарко-Сале. Команда потратила месяц, а я у меня ушло на пять дней больше, если вести отсчет с того момента, как я вышел из дома в Тюмени и вернулся назад. До точки выезда я добирался на машине.
– У вас была какая-то дневная норма – сколько километров нужно пройти обязательно?
– Мы делали по 200-250 километров в день, как и планировали. Иногда было тяжеловато. Дважды мы преодолевали это расстояние за сутки. Один раз нам помешала погода – была метель, второй раз – поломки. Обычно мы выезжали часов в восемь утра и приезжали в пункт назначения примерно через 12 часов.
Возвращаться с Диксона было немного легче, появился опыт, слаженность, мы уже понимали, как ехать. В пути делали остановки, отдыхали. Элементарно нужно было воды попить, снегоходы почистить, да и просто посмотреть, как красиво вокруг. Просто, когда смотришь на карту, то всё кажется таким небольшим, маленьким, а на самом деле Таймыр и Ямал оказались для меня другим миром, словно отдельной планетой. Здесь часто меняется погода, сильный ветер, нет деревьев. Есть только снег, лед и иногда солнце. Это край, в котором мало кто живет. Мне кажется, что человек туда не совсем вписывается.
– Проблематично было проходить маршрут?
– Нам повезло, что мы нашли на Ямале, в поселке Гыда, проводника-добровольца – молодого ненца Виктора, который работает егерем на острове Шокальского (Остров находится в Карском море, при входе в Обскую губу, относится к ЯНАО, площадь – 428 квадратных километров. – Прим. авт.).
Виктор действительно любит природу и увлечен путешествиями, ему хотелось побывать в тех краях, куда мы направлялись. Да и так совпало, что один из членов нашей команды – Сергей Макеров из Петропавловска-Камчатского – заболел, поэтому нам пришлось отправить его домой практически в самом начале путешествия. И вместо него к нашей экспедиции присоединился Виктор. Мы отдали ему освободившийся снегоход, а он взял с собой сани, которые делают местные жители, они оказались самыми приспособленными для таких путешествий.
Из трудностей – у нас случались поломки, но они не были слишком серьезными. Однажды сломался снегоход, пришлось оставить его в 50 километрах от точки проживания. На следующий день мы вернулись и забрали технику.
У нас к каждому снегоходу были прицеплены сани, в которых мы перевозили аппаратуру, антенны, бензин, еду, генератор. Только надувной дом весил порядка 300 килограммов, а еще плюс печка, пол.
Почти всё топливо пришлось везти с собой. Для примера: чтобы заправить семь снегоходов на 100 километров пути нужно 200 литров горючего. А топливо у нас было припасено только в Антипаюте и в Диксоне, практически в начале и середине намеченного маршрута. Конечно, если бы разбросали горючее через каждые 100-200 километров, то мы бы прошли все запланированные острова.
Участник экспедиции Виктор
– Маршрут поездки очень протяженный. Где ночевали? Всё время в надувном модуле?
– Мы не всегда останавливались в тундре. У нас были остановки в четырех жилых точках. Первая – село Антипаюта (Расположено на северном берегу Тазовской губы, в устье реки Паюты, ЯНАО. – Прим. авт.). Здесь нас встретил тюменский радиолюбитель Александр Бородулин, который и организовал нам прием. Потом останавливались в Гыде, где мы и нашли Виктора. Там нам помогли ребята из пожарной части, которые отремонтировали наши сани. Следующая точка – полярная метеостанция Сопкарга (Расположена на острове Диксон – Прим. авт.). Здесь стоит небольшой домик, поселка как такового нет. Сотрудники живут на месте, где река Енисей превращается в Енисейский залив (Енисейский залив – залив Карского моря, между Гыданским полуостровом и материковой Евразией. – Прим. авт.). Мы пересекали залив в самом узком месте – по спидометру вышло 45 километров. А так он достигает в ширину 150 километров.
Там же мы наблюдали ледокол. Оказывается, только в фильмах он создает много шума и треска. Он как бы продавливает лед и после прохода корабля сразу поднимается, а через несколько минут замерзает и по нему уже можно ходить.
Помимо этого несколько раз останавливались в тундре. Один раз развернули дом прямо на льду озера.
Последняя остановка была в поселке Диксон, который расположен на севере Красноярского края и является самым северным населённым пунктом России. Здесь живет не очень много людей. Мы пришли в посёлок ночью, смотрим – огоньки какие-то горят, позже узнали, что это шахта, где добывают уголь. Здесь я впервые увидел такое северное сияние, которое показывают на картинках, открытках. Оно разноцветное, переливается всеми цветами. Все, даже ребята, которые прожили всю жизнь на севере, говорят, что на северное сияние можно смотреть часами, не отрываясь.
Поселок Диксон
– Удалось выйти в эфир с Диксона?
– Да, но там мы работали недолго. Жили на метеостанции, у всех было нерабочее настроение из-за того что не дошли до намеченной цели. Тем не менее, в эфире мы поработали несколько дней и провели порядка тысячи связей. На связь с нами выходили радиолюбители, которые следили за нашей экспедицией, ждали нашего выхода в эфир и беспокоились о нас.
– Не замерзли в пути?
– Если экипировка хорошо подобрана, то погода не доставляет большого дискомфорта. В пути мы застали только одну экстремально холодную ночь, когда температура наружного воздуха опустилась до минус 35 градусов. Это было на обратном пути с Диксона. Сначала была хорошая погода – всего минус 15 градусов и солнце. Ближе к вечеру, когда мы уже подъезжали к станции Сопкарга,у моего шлема стало замерзать стекло. Когда мы остановились, то температура уже опустилась до минус 30 градусов. И все это буквально за полчаса и 20 километров пути. На метеостанции нам сказали, что температура уже достигла отметки в минус 35 градусов.
Стоянка в тундре
– Не планируете этим же коллективом повторить экспедицию и пройти весь маршрут? Или, может, уже собираетесь в другие путешествия?
– У нас очень много планов, поскольку собралась дружная команда. Возможно, осенью мы отправимся в экспедицию на яхте в арктические широты на остров Виктория (Расположен в Баренцевом море между архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, относится к Архангельской области. – Прим. авт.). Местные старожилы говорят, что до тех островов, куда мы планировали попасть, очень сложно дойти на снегоходах. Лучше всего идти туда морским путем и летом.
Желание посетить арктические острова у нас не пропало, поэтому мы планируем осенью посмотреть, как все это выглядит по морю, а потом уже решим, как быть дальше. Сейчас, отдохнув, мы с удовольствием вспоминаем наше путешествие. Буквально через неделю после приезда, когда мы проанализировали наши ошибки, начали обсуждать, как повторить экспедицию.
Любительская радиосвязь – техническое хобби, которым увлечены несколько миллионов людей. По данным всемирной радиолюбительской ассоциации IRAU, в мире насчитывается около трех миллионов человек и организаций, имеющих уникальный позывной сигнал. В России лицензию радиолюбителей имеют более 40 тысяч человек.
Анна Яровая
Фото: Фото предоставлены героем публикации и с сайта экспедиции "Легенды Арктики"