
На пешеходные переходы разных частях города жители жаловались неоднократно
Днем 4 марта в сети появилось страшное видео: 13-летний мальчик, переходящий дорогу в неположенном месте, попал под колеса автобуса. От удара парня отбросило на несколько метров, он чудом остался жив.
Наш журналист Анатолий Кузнецов живет совсем недалеко от места аварии. Узнав о случившемся, он ни разу не удивился: рано или поздно на этой дороге однозначно кого-нибудь бы сбили. В своей колонке он задается вопросом: можно ли было избежать этого?

Проблемная дорога
Я живу практически в двух шагах от места, где произошла авария: это очень оживленный район. Рядом куча детских центров, а тот самый поворот во двор, где всё произошло, ведет как раз к школе № 94.
Здесь не иссякает поток школьников, идущих по утрам в школу, а днем — домой. Однако перехода, по которому они могли бы безопасно перейти дорогу, нет. На всем протяжении открытой в прошлом году отрезка дороги их два, а расстояние между ними — практически 400 м.
Как следствие, практически сразу после запуска летом 2024 года на ней появились пешеходы-нарушители. Люди торопились сократить путь как до продуктовых, так и до любимых кофеен, а дети, тем более, торопились в школу. Оправдывает ли это их? Разумеется, нет! Однако заставляет задуматься — можно ли было предусмотреть, что это место станет опасным?
Почему нельзя просто сделать пешеход?
Удивительно, но многие местные жители еще во время запуска этой дороги знали, что рано или поздно подобное происшествие может случиться. Об этом говорят многочисленные комментарии на эту тему в наших новостях и соцсетях. Об этом же думал и я, прогуливаясь с женой вечером по району.
— Смотри, переходы как далеко, — говорила она мне за несколько недель до открытия дороги. Я отмахивался.
— Наверняка еще сделают. Не может же быть, чтобы рядом со школой не сделали пешеходник, — рассуждал я.

На этом перекрестке есть пешеходный переход. следующий бюудет только через 400 метров — отсюда его даже не видно
Но этого не произошло. Почему? С этим вопросом я обратился к своей подруге — проектировщику дорог Ирине. Она пояснила: с точки зрения нормативов, никаких нарушений нет — иначе дорога бы просто не прошла экспертизу. Оценив данный отрезок, она сделала вывод, что он, скорее всего, принадлежит к «дорогам регулируемого движения в пределах застроенной территории». Нормы в таких случаях гласят:
— Следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 200-500 метров.
Однако специалист поясняет: это не значит, что переход нельзя сделать ближе — для этого нужно подать заявку. Давайте посмотрим на опыт других стран. О нем рассказывает, например, известный урбанист Аркадий Гершман. По его словам, в английских инструкциях по проектированию пешеходы должны появляться не исходя из допустимого расстояния, а по воле жителей. То есть, дорожники стараются предугадать, где вероятность появления пешехода будет высокой, и позаботиться о нем.

Место аварии

Согласитесь, звучит разумно? Множество раз мы видели, как тюменцам строят дорожки, ставят заборы, стараются их ограничить, а они почему-то продолжают упорно идти так, как им удобно. Может, стоит тогда учесть их интересы, чтобы избежать таких аварий, в которых ребенок чудом остается в живых, пролетев несколько метров?
Не единичный случай
— Но не можем же мы натыкать пешеход через каждый 50 метров, — справедливо ответят водители, которые боятся пробок из-за нового светофора. Согласен. Однако практика показывает, что этого и не требуется — люди постоянно пересекают дорогу в одном и том же привычном месте.
Вспоминается пример с устройством ул. Первомайская в районе теперь уже пешеходной, а тогда еще автомобильной ул. Дзержинского. Там долгие годы не было перехода, и пешеходы постоянно рисковали, перебегая дорогу. На это обращали внимание и жители, и блогеры, и СМИ.
Наконец, открыв Дзержинского, власти организовали на этом месте и пешеходный переход. Как видим, пробок больше не стало, потому что светофоры тут настроены отлично. При этом, количество потенциальных жертв ДТП сократилось в разы.
А вот на ул. Максима Горького возле Драмтеатра каждый день тысячи торопящихся на работу тюменцев перебегают дорогу с очень загруженным трафиком. Все потому, что идти к подземному переходу или другому перекрестку очень долго. Эта проблема все еще остается нерешенной.
Причем, известно, что ранее переход там был, но он показался кому-то лишним. Его отсутствие подталкивает тюменцев нарушать ПДД и подвергать себя опасности.
Жители предупреждали
Сначала я хотел написать, что ответственность за случившееся есть и на нас — жителях района. Мы все знали, что такое устройство дороги опасно, но якобы ничего не сделали. Оказалось, я не прав.

Редакция 72.RU узнала, что многие инициативные жители Зареки собирали подписи, чтобы доказать необходимость перехода в этом месте. Собрали не менее 200 отметок, которые потом передавали в мэрию, но ответа не было — добиться результата они так и не успели. Зато ответ мэрия прислала в чат телеграм-канала 72.RU. Там считают, что переход в этом месте не положен.
— Устройство пешеходного перехода в районе д. 61 по ул. Газовиков не соответствует требованиям ГОСТ Р «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» «Пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200–300 м», поскольку менее чем в 200 метрах от обозначенного адресарасположен регулируемый пешеходный переход, — сказано в сообщении администрации.
Надеюсь, теперь город заинтересуется проблемой с переходом на этой дороге. Очень жаль, что это случилось только тогда, когда пострадал ребенок — пусть и по своей вине.
Ранее журналист 72.RU Павел Красоткин в своей авторской колонке сравнивал манеру вождения автомобилистов в Тюмени и других городах. К какому выводу он пришел, можно узнать по этой ссылке.
Согласны с журналистом?