Споры вокруг электросамокатов не утихают ни на день: кто-то откровенно ненавидит самокатчиков и требует убрать их из города, а кто-то относится к ним более терпимо. На этом фоне заявления главы областной ГИБДД об усилении контроля и отсутствии планов на запрет кикшеринговых сервисов в Тюмени выглядят как попытка найти баланс между всеми участниками движения. Так, в городе появились зоны, где движение ограничено полностью либо сильно снижена максимальная скорость. Журналист 72.RU Никита Кифорук на 40 минут стал электросамокатчиком и честно рассказал, что не так самокатами и новыми ограничениями. Далее — от первого лица.
Как водитель и иногда пешеход самокаты и самокатчиков я, мягко говоря, недолюбливаю. Особенно три категории: подростков, пьяных и ездящих на одном самокате с детьми родителей. Первые и так лишены инстинкта самосохранения, только теперь их скорость выросла в несколько раз. Про вторых и сказать нечего, кроме того, что они... (тут должно быть ругательное слово, но мне не разрешили его написать). Последних, я просто уверен, нужно ставить на учет за то, что они подвергают жизнь ребенка опасности. Остальные пользователи спокойно ездят и не привлекают внимания, поэтому кажется, что их нет.
С электросамокатами в Тюмени было хорошо лишь в один период времени — когда их не было. Вернее, когда не было сервисов по аренде. Потому что так уж сложилось, что свои вещи люди берегут, а арендные — не особо, поэтому позволяют себе летать так, будто хотят поскорее попасть в Вальхаллу.
Когда кикшеринги только начали появляться, цена проката была достаточно высокой, даже поездка на такси выходила дешевле. Да и пользоваться сервисами было откровенно неудобно, поэтому маргиналы и школьники на самокаты вставали крайне редко. Но и тогда были отдельные инциденты из-за того, что самокатчики на скорости гоняли по тротуарам. Впрочем, здесь, скорее, вопрос к властям и отсутствию велодорожек. Кстати, если кто-то забыл, то до появления самокатов все ненавидели велосипедистов, правда, сейчас о них даже не вспоминают.
Сейчас, когда кикшеринги стали доступнее, аварий и конфликтов с участием самокатчиков стало больше. Поэтому вполне резонно встал вопрос: а что же делать? Самые одаренные предлагают всё запретить, ведь «раньше их не было и всё было хорошо». Но с такой логикой мы можем отказаться вообще от всего: от велосипедов, машин, мотоциклов и даже лошадей — ведь раньше ходили пешком в набедренных повязках и никто никого не сбивал.
Надо отдать должное нашей ГИБДД, она не стала размахивать дубиной, а начала договариваться с кикшерингами. Так в городе появились медленные зоны и участки, где самокаты вообще не едут. Но хорошо ли это? Я считаю, что довольно сомнительно.
Недавно у меня сломалась машина, и прекрасным летним утром я решил, что не хочу запекаться в маршрутке, а лучше прокачусь с ветерком на самокате и проверю, как же на самом деле работают ограничения. Аккаунта у меня не было, но регистрация заняла ровно 5 минут. Повеселил вопрос: «Вам есть 18 лет»? Так и вижу, как школьники честно нажимают «нет».
Сама поездка выдалась ужасной. Во-первых, в старых районах просто негде ехать на самокате: по тротуарам идут пешеходы, по дорогам носятся автомобилисты. Здесь бы пригодились многократно обещанные велодорожки, но их нет. Неприятным сюрпризом стало то, что возле парка самокат резко сбросил скорость до 5 километров в час. Всё бы ничего, но я ехал по дороге, чтобы не мешать прохожим.
Кстати, прохожие тоже будто переполнены ненавистью к самокатам. Там, где по дороге было ехать нереально, я заезжал на тротуар. По пути пару раз встречались женщины в возрасте, которые занимали весь тротуар, злобно смотрели и будто специально не давали себя объехать. Но это мелочи. Самая жесть, как мне кажется, кроется в этих самых ограничениях. Где-то самокат едет со скоростью 5 километров в час и приходится его тащить, просто потому что я сам иду быстрее. А где-то он вовсе не едет. Например, в районе вокзала, в 100–200 метрах от самого входа. И самокат приходится чуть ли не на руках нести. А если удается идти быстро, он начинает пищать, мол, нельзя так быстро ездить. Я согласен, медленные зоны — это неплохо, но не настолько же медленные!
В итоге вместо приятной летней поездки получаем какую-то потную физкультуру с мучениями и ненавистью. Еще и пришлось заплатить за это около 250 рублей.
А теперь вывод. Как по мне, все эти ограничения — это больше похоже на имитацию бурной деятельности. Вроде бы и работа ведется, а вроде ничего и не изменилось. Сервисы аренды с невинными лицами разводят руками, мол, они ни в чем не виноваты, это всё пользователи ведут себя неадекватно. И продолжают делать деньги на школьниках, только теперь еще и появился дополнительный доход в виде штрафов за грубые нарушения. Вроде бы и есть возможность пожаловаться на нарушения, даже бот специальный сделали. Но нет — номера маленькие, и их даже на стоящем самокате порой сложно разглядеть.
Что можно было сделать? В первую очередь, ввести регистрацию по паспорту или, еще лучше, по водительскому удостоверению, как в сервисах каршеринга. Человек, который знает ПДД, явно будет передвигаться аккуратнее безбашенных детей. Да и какая-никакая ответственность будет. А то сейчас регистрация просто смешная. Без разницы, кто ты, лишь бы денег дал. Но это никому не интересно, ведь без детей кикшеринги просто лишатся заработка. А депутатам будто бы это и не нужно, ведь лучше фонтанировать странными идеями наподобие создания «самокатной полиции», чем реально решать проблему.
Кстати, многие из моих знакомых встали на самокаты вынужденно — с помпой открытые предыдущим мэром велошеринги тихо убрали, а альтернативы им нет. Кроме того же самоката.
Согласны с автором?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.