Многие пассажиры, приезжающие в Сургут в гости, командировку или по другим делам, нередко задаются вопросом — почему во втором по численности городе Тюменской области такой неказистый аэропорт? Маленькое двухэтажное здание как будто застряло в далеких 90-х годах. Местные жители вроде бы к нему привыкли и не сильно беспокоятся. Разбираемся, что же не так с неприметной авиагаванью — воротами и в какой-то мере визитной карточкой Сургута.
История сургутского аэропорта
Аэровокзал открылся в Сургуте в 1975 году. Как самостоятельное юридическое лицо «Аэропорт Сургут» начал работу в 1994 году. В 2001 году ввели в эксплуатацию сектор вылета пропускной способностью 600 пассажиров в час. В этом же году в аэропорту Сургута открылся международный сектор с пропускной способностью 150 пассажиров в час. С его введением в эксплуатацию аэропорт Сургута получил статус международного. В 2003 году провели реконструкцию взлетно-посадочной полосы и водосточно-дренажной системы аэродрома. В 2004 году произвели реконструкцию сектора прилета, аэропорт разделился на два терминала. В 2006 году в авиагавани установили телескопические трапы. Сегодня международный аэропорт имени Фармана Салманова — крупнейший узел местных и международных авиалиний в УрФО. Авиагавань обслуживает как сам Сургут, так другие районы Югры. Имеет статус аэропорта федерального значения. Сегодня через аэропорт в год проходит более 2 миллионов пассажиров. И занимает по этому показателю 20-е место в стране. В сургутском аэропорту расположена главная техническая база и штаб-квартира авиакомпании Utair, для которой Сургут является важным хабом.
Аэропорт сегодня
Аэропорт Сургута сегодня, несмотря на все усилия руководства, сделать его лучше и современней, является всё же проблемным. В первую очередь потому что он уже давно не отвечает потребностям города.
Ситуацию с аэропортом Сургута ни один раз за последнее время поднимали на заседаниях комитетов думы города. Во время строительства авиагавань ориентировалась на пропускную способность в 250 тысяч человек, а не на миллионы пассажиров, как сейчас. Очевидно, что стратегический для любого города объект нуждается в обновлении.
— Я могу сказать, что город растет, пассажиропоток увеличивается, а аэропорт не очень. Когда я пользуюсь услугами аэропорта, понимаю, что тесновато. Мне кажется, что не помешало бы некоторое развитие. Потому что всё на самом деле меняется, ты прилетаешь в аэропорты других городов, сравниваешь и понимаешь, что там и дизайн другой, более современный, и возможности другие, и другой уровень комфорта, и хочется, чтобы у нас тоже менялось что-то в позитивную сторону, — поделилась с 86.RU депутат думы Сургута Дина Биглова — Фатова. — Не могу сказать, что у нас аэропорт какой-то плохой, в нем периодически проходит реконструкция. Это нужно, чтобы не стать замшелым и совсем отставшим. При этом аэропорт — это такое место, к которому ты питаешь, как правило, особые эмоции. Туда приезжаешь, например, отправляясь в отпуск, или кого-то встречаешь. Это место каких-то надежд, и хочется, чтобы оно и выглядело современно, комфортно, удобно и как-то стильно визуально. С неприятными ситуациями в нашем аэропорту я не сталкивалась. Даже наоборот. Персонал всегда идет навстречу, все очень доброжелательные. У меня была история один раз, когда я оставила папку с документами на стойке предполетного досмотра. Я была, конечно, в полном шоке, потому что документы были чужие. Но мне их принесли прямо в самолет в итоге.
И я безмерно благодарна была сотрудникам нашего аэропорта.
Тем не менее вопрос о том, когда произойдет модернизация авиагавани Сургута, депутаты периодически адресуют чиновникам. Они в свою очередь уверяют, что работа в этом направлении идет.
— Что касается реконструкции аэропорта Сургута, в округ уже направили предварительную схему размещения дополнительных элементов, которые увеличат пропускную способность и улучшат инфраструктуру, в том числе там предусмотрено устройство дополнительных залов для пассажиров, — рассказал директор департамента архитектуры и градостроительства мэрии Сургута Алексей Фокеев. — Это предварительная схема. У нас есть вопросы по ряду моментов, например водоснабжению. Мы со стороны администрации сформулируем наши замечания, обозначим наше видение. Схема будет дорабатываться.
К таким планам города скептически относится другой депутат городской думы Владимир Болотов. По его мнению, ситуацию с расширением и модернизацией аэропорта Сургута тормозит один из его косвенных собственников — градообразующее предприятие «Сургутнефтегаз».
— Городу нужен современный аэропорт. По существу он работает сейчас не только на Сургут, но и на Ноябрьск, Нижнесортымский, весь Сургутский район, Когалым и так далее. По факту мы имеем на самом деле устаревшее морально и физически здание. Те, кто бывал в аэропорту в четыре часа утра, знают, как там некомфортно. Кто у нас собственник аэропорта — округ и «ЮТэйр». А кто собственник «ЮТэйра» — компания «Сургутнефтегаз». Лет 5 назад поступало инвестиционное предложение от сторонней компании, но им никто не захотел воспользоваться. Как сделали бы в любом другом аэропорту — построили бы рядом с уже существующим зданием еще один новый терминал. Потом бы реконструировали старое здание и объединили их. Все. Но «Сургутнефтегаз» отказался в этом участвовать. В думе мы постоянно этот вопрос обсуждаем и надеемся, что вода камень точит. Аэропорт — это на самом деле стратегические ворота города. И он, как ни крути, всё равно должен отвечать неким определенным требованиям. Если сравнивать с той же Тюменью, то там пассажиропоток меньше, но аэропорт гораздо лучше. В Сургуте реконструкция аэропорта — это уже назревшая необходимость, это не прихоть, это не желание, это необходимость, к которой нужно все-таки приступить.
Что думают жители Сургута
Мы узнали, что думают о местном аэропорте обычные сургутяне. Выяснилось, что претензии есть у всех.
— Для маленького аэропорта вроде всё нормально. Но если несколько рейсов вылетают одновременно, присесть негде, — поделилась Светлана. — На посадку очередей вроде нет, багаж быстро выдают. Меня в целом устраивает наш аэропорт, но зону предполетного ожидания расширить надо. Те площади, которые занимает аэропорт сегодня, использованы по полной, всё функционально рассчитано по максимуму. Кафешек можно было бы добавить, но, судя по всему, их некуда впихнуть.
— Аэропорт Сургута в плане комфорта, эргономичности и эстетики не худший, но и далеко не самый лучший из тех, в которых пришлось побывать. Компактный, с минимумом мест для отдыха. Зона ожидания вылета перед посадкой недостаточна для такого количества рейсов и людей, — поделилась Мария. — Буквально на днях я побывала в аэропорту Новосибирска. Очень впечатлил: светлый, просторный, современный с дизайнерским оформлением, витражными окнами в пол и необыкновенно красивыми куполами с дневным светом. Хотелось бы в перспективе такое же видеть в Сургуте.
— Мне не нравится, что особенно в летний период или в период, так сказать, отпусков — новогодних или ноябрьских праздников, в нашем аэропорту работают одна-две стойки регистрации на огромный самолет, — рассказала Виктория. — У меня была такая ситуация — я решила зарегистрироваться на рейс в аэропорту. Приехала, стою в очереди и понимаю, что мест в самолете всё меньше и меньше, а людей много. Остается две минуты до конца регистрации, и я начинаю судорожно регистрировать онлайн, лишь бы вообще успеть. Еще бывают моменты, что посидеть чай-кофе попить в нашем аэропорту негде.
Новая перспектива
Кстати, на днях в аэропорту Сургута началась очередная реконструкция. На этот раз второго этажа. В скором времени там должно появиться больше мест для отдыха. Ожидать своего рейса станет удобнее, заверяют представители воздушной гавани. Зоны ожидания увеличится на 300 квадратных метров и будет объединена со стерильной зоной. После ремонта там появятся дополнительно 120 посадочных мест. Но улучшит ли это ситуацию — вот в чем вопрос.
Кстати, есть у аэропорта Сургута и своя неповторимая изюминка — мозаичное панно «Мадонна с младенцем в иллюминаторе», расположенное на фасаде здания. В июне 2020 года оно признано объектом культурного наследия Югры. Пока правящие элиты округа договариваются о судьбе здания аэропорта, обычным жителям остается только возлагать надежды на православный лик.
А что с тюменским аэропортом Рощино? Его реконструируют. Контракт на 14 миллиардов рублей заключили с турецкой компанией «ЛИМАКМАРАЩСТРОЙ».
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.