Евгений Шмонин около шести лет проработал водителем городского автобуса и маршрутки. Уволиться ему пришлось, по его словам, из-за предвзятого отношения к себе. Мужчина постоянно рассказывал, в том числе и начальству, о проблемах, с которыми он сталкивался. Мы поговорили с ним: он откровенно поделился тем, что видел в общественном транспорте за годы работы. Ниже — изнанка работы водителя одного из автобусов ТПАТП № 1 и маршрутки в нашем городе.
ТПАТП № 1 — компания, которая занимается перевозкой пассажиров в Тюмени. Руководит ей Роман Шулепов, а владеют организацией тюменские власти. После транспортной реформы в 2024 году с ТПАТП № 1 заключено 13 контрактов на 3,3 миллиарда рублей.
Автобусные проблемы
— Ситуация становилась только хуже и хуже. Вот в чём у нас проблемы? — начинает рассказ Шмонин. — Есть проблемы с обслуживанием автобусов, потому что подвижной состав практически не обслуживается. То есть у нас даже банально есть перепробег по замене масла, что основное в двигателе. Ладно я ездил на автобусе 2012 года выпуска, там стоял двигатель от Mercedes. Но была другая проблема — у меня, например, за сезон лопнуло шесть колес.
Один раз колесо лопнуло очень громко — воздух там сжат до давления в восемь атмосфер. Пассажиры очень испугались, но пострадавших не было. После чего автобус доставили в парк на ремонт.
— Выдали мне новую резину. Но из шести колес, что стоят на автобусе, четыре были разными — и с протекторами, хоть радиус один и тот же. Внутренние только были новые остальные — с других автобусов. Приходилось доказывать, что они в плохом состоянии, у них перепробег (по словам Евгения, покрышку меняют при 70 тысячах километров пробега. — Прим. ред.), — говорит водитель.
По словам мужчины, водители сами вынуждены делать небольшие запасы запчастей для ремонта. В основном это мелочь — моторчики, клапана, небольшие пневматические устройства.
— Получается, что ты приходишь в ремзону, узнаешь, есть ли запчасти и будут ли делать. Потом идешь к ребятам, просишь поставить. Чтобы быстрее — чай, кофе им ставишь, зависит от работника. Хотя ты можешь и сказать, что почему ты им должен что-то давать, и деликатно решаешь проблему, — говорит Шмонин.
По его мнению, автобусы не обслуживаются планово, как это должны делать, а только по факту, когда что-то уже сломалось.
— Что-то сломалось, ты сошел с линии. Приезжал, тебе меняют, ты обратно работать. То есть ремонт ситуационный, поэтому автобусы и худо обслуживаются, — считает бывший работник автобусного парка.
Также, по его словам, проводится «не сильно тщательный» осмотр автобусов.
— Я вот, например, один раз прошел техосмотр — у меня шипела камера, а никто этого чудесным образом не услышал. Ну и диспетчера говорят нам, чтобы мы выезжали на линию. Получается, на свой страх и риск. В путевке написано, что ты принял автобус, и всё, теперь это твоя ответственность. И едешь. А что делать, тебе работать-то надо, детей кормить, — говорит Шмонин.
Есть и еще один вопрос, на который мужчина хотел бы получить ответ. Это организация перевозок и выдача автобусов водителям, за которыми они закреплены.
— Есть категория людей, которые работают на, так скажем, «личных» автобусах. Может, это кумовство какое-то с начальниками? Приближенные они? У этих водителей свои графики работы, какой им нужен, а не пассажиру. Есть «гармошка». Грубо говоря, болеет человек, который на ней ездит, полгода. Она столько же и стоит. Хотя, блин, пассажиров возить надо, в час пик, выполнять свои рейсы, — говорит Шмонин.
Зарплата — что на нее влияет
От графика зависит зарплата водителей. Чем больше часов он выработает, тем больше денег получит. Получаются переработки.
— У нас есть определенный баланс часов, который мы должны обязательно выработать. То есть работодатель точно должен предоставить нам возможность их отработать, составить так график. Но сейчас водителей не хватает, поэтому и средняя зарплата сейчас 60–65 тысяч, может у кого-то до 100 доходить. Если просто работать по балансу, то получится около 50, — рассказывает Шмонин.
Чтобы получить повышенную зарплату, то нужно переработать около 40 часов. Хотя некоторые могут работать в месяц и больше.
— За переработками никто особо не следит, им это вообще не важно. Наоборот, хорошо. Им выгодно, чтобы работал костяк, чем они будут набирать новых водителей. Им лучше, если условные 300 часов откатает один водитель, чем два. Лучше платить одному человеку, чем полноценную зарплату двум, — говорит водитель.
У водителей разные графики работы. Они могут работать пятидневку, а могут работать два через два. Некоторые, по его словам, просят делать графики под себя с не ранним выездом и не поздним заездом в парк.
— Я в основном работал два через два. Я как раз был не согласен с графиком, и мне его сделали в сторону уменьшения, то есть и зарплата моя уменьшилась. Я поэтому и уволился — ну что я буду получать? А вот график другого водителя, тоже из моей автоколонны: у него смена хорошая, выезд не рано. Заезд не поздно. Да еще может и с разрывом, а за это еще доплата. Объясню. «Гармошка» по городу с утра делает три круга, пассажиропоток спадает, автобус идет в парк — не нужен он на линии большой такой. У него получается простой по вине работодателя и ему оплачивают две трети от средней, почасовой ставки — говорит Шмонин.
Что еще входит в оплату труда? Водителям оплачивают только 20 минут, которые они тратят на обогрев автобуса, — например, морозным утром. По факту же они приезжают пораньше, за час до смены, чтобы подготовить машину к рейсу.
А что в маршрутках?
Успел поработать Евгений и на маршрутках. Там, по его словам, ситуация еще хуже. Шмонин рассказывает, что маршрутчики — это просто несколько частников со своими автобусами, которые платят и за ремонт, и за мойку маршрутки самостоятельно.
— Водитель и вовсе совмещает работу с кондуктором. Ему надо всех обилетить, соблюдать интенсивность движения. То есть мне приходилось ехать так, чтобы ни переднего не догнать, ни заднего не пропустить вперед. Иногда даже приходилось проезжать остановки, чтобы график соблюсти, — говорит Шмонин.
Из-за графика водители вынуждены иногда нарушать Правила дорожного движения.
— Если ты где-то не успел, то тебе надо нагнать это время, чтобы тебя не догнал водитель сзади. Поэтому маршрутчики и по встречной полосе гоняют, и на красный свет летят. Всё равно на профессиональном сленге это нехорошо, потому что ты везешь людей, не дрова, — говорит водитель.
Зарплата водителей зависит от количества наличных денег, которыми им платят пассажиры. В карман ему идет только часть от этой суммы. Предприниматели же дополнительно получают оплату за льготные категории населения.
— Я работал на 37-м маршруте. Получалось у меня дополнительно 4,5–5 тысяч рублей. Но при такой интенсивности эта оплата не оправдывает ожидания. Хотя деньги мне заплачены, с этим нет никаких проблем. Но по факту у меня ни трудоустройства, ни отпуска, ни больничного. Заболел? Это твои проблемы, не вышел на линию — не заработал. Хотя зарплата там и получалась больше, чем в автобусном парке, но фактически трудоустройства не было, — говорит водитель.
Мы отправили запрос в автобусный парк, чтобы прояснить ситуацию. Ответ ожидается.
В Тюмени с нового года началась транспортная реформа. Жителям города доступен пересадочный тариф. Если проще, то одна бесплатная пересадка в течение 60 минут после оплаты первой поездки. Власти заключили новые соглашения с перевозчиками — прошлые контракты с ними истекли как раз перед первым января 2024 года. В отдельном материале мы решили рассказать о тех, кто выиграл государственные контракты на перевозку нас, тюменцев, в общественном транспорте. Здесь и частники, и крупная государственная компания.
Вам нравится, как работает общественный транспорт в Тюмени?
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.