Ни в одном городе России нет такого большого количества современных транспортных развязок. Москву в расчет мы здесь не берем. Столица — мегаполис, и ее нельзя сравнивать с Тюменью по масштабам. Казалось бы, при таком внимании к развитию транспортной инфраструктуры проблем на пути из точки А в точку Б у жителей «Лучшего города земли» быть не должно, но они есть, и еще какие. Почему власти ежегодно тратят миллиарды на улучшение транспортной обстановки, а пробок становится только больше? О тупиковом курсе развития и более доступных путях решения проблемы — журналист 72.RU Анастасия Жердина.
Я живу в Тюменской слободе, и с началом учебного года моя дорога на работу в центр превратилась в настоящий ад. Первый день мы простояли в пробке на улице Мельникайте. Раньше движение затруднялось на подъезде к Республики, а теперь затор начинается сразу, как съезжаешь с кольца на объездной. На следующий день попробовали «обмануть судьбу» и поехать по Червишевскому тракту. Два квартала мы плелись полчаса и, пока стояли в пробке, пришли к выводу, что на Мельникайте, оказывается, еще не всё так плохо. Там мы хотя бы медленно ехали, а здесь пришлось просто стоять. И тут в тишине я в очередной раз на своем горьком опыте поняла, что все миллиарды, которые тюменские власти тратят на строительство новых клеверных развязок и дорог, ни к чему хорошему не приводят. Да, где-то становится легче выезжать из спальных районов, но в итоге все и всё упирается в неминуемые пробки.
У жителей многострадальной в вопросе транспортной доступности Тюменской слободы много путей — Московский и Червишевский тракты, Мельникайте, объездная, но все они в часы пик стоят. Превратив Тюмень в город для автомобилистов, власти угодили в ловушку, про которую неоднократно говорил урбанист и блогер Илья Варламов (признан в РФ иностранным агентом в 2023 году. — Прим. ред.). В долгосрочной перспективе расширение дорог и строительство новых развязок приводит к увеличению машин и, как следствие, — пробок.
Что делать?
Тюменским властям нужно давно забывать про строительство дорогих развязок и с таким же рвением браться за развитие общественного транспорта. Вы можете сказать, что у нас с автобусами и так всё хорошо. Мне есть с чем сравнивать, и я готова поспорить.
Автобусы в нашем городе действительно комфортные, но наслаждаться этим комфортом в них приходится неприлично долго. Большинство маршрутов общественного транспорта напоминают экскурсионные. Я часто передвигаюсь на автобусах и маршрутках (в городской администрации их называют автобусами малой вместимости. — Прим. ред.) и могу по пальцам одной руки пересчитать действительно удобные маршруты.
Автобусы № 39, 89 и 45 давно стараюсь обходить стороной — они петляют по городу и всегда переполненные. С появлением новых ЖК, которые растут вокруг города как грибы после дождя, власти удлиняют маршруты, включая в них новые остановки. Конечно, транспортная доступность должна быть у всех, но можно ведь не растягивать существующие маршруты, а открывать удобные новые.
Прекрасный пример того, что в Тюмени знают, как сделать удобную схему движения общественного транспорта, — экспресс № 3 — маршрут оптимальный и, что самое главное, быстрый. От моего дома до «тройки» приходится пройти пешком, но это лучше, чем сесть в автобус в считаных метрах от подъезда и потом бесконечно долго петлять по городу.
Вы можете возразить, что автобусы — это не выход, ведь они точно так же стоят в пробках. Согласна, но это можно изменить. И для решения данной проблемы не нужны миллиарды, которые тратятся на развязки. Помните транспортный коллапс на Широтной? Это отличный кейс, но о нем почему-то забыли. Как только там появилась полоса «А», жителям Восточной части стало легче. У них появился выбор: торопишься — иди на автобус, а если есть время постоять — заводи машину. Я понимаю, что на многих участках дорог сделать выделенку нельзя, потому что они просто узкие, но ведь есть же расширенный участок Московского тракта, магистраль Мельникайте и та же Стрела. Почему бы не сделать отдельные полосы для движения общественного транспорта для начала хоть там? Может быть, тогда и многочисленные тюменские автомобилисты задумаются и начнут пересаживаться в автобусы.
Большинство жителей Москвы пользуются личным транспортом только по выходным, а в будни добираются на работу на метро, автобусах и трамваях. С одной стороны, это вынужденная мера, а с другой — осознанный выбор. Тюменцы тоже должны к нему прийти, но для этого нужно создать условия. Одного из главных сейчас в Тюмени нет — дорога на общественном транспорте должна быть не только удобной, но и быстрой. А еще ездить тюменским автобусам нужно не до 21:00, как сейчас, а хотя бы до 23:00, чтобы после работы горожане успевали куда-то зайти по своим делам, а после могли спокойно вернуться домой на общественном транспорте.
Согласны с автором?
Ранее мы рассказывали вам о масштабных планах властей по дорожному строительству. К примеру, на Червишевском тракте сейчас достраивают трехуровневую развязку. Избавиться от пробок, по задумке чиновников, должна помочь и новая дорога в Дударева, которая соединит два крупных района новостроек.