Жители города жалуются на плохую уборку улиц и гололедицу — свои обращения оставляют на портале «Тюмень — наш дом», где прикрепляют фото неубранных улиц и скользких участков дороги. Пишут в социальных сетях губернатору области Александру Моору, который объявил анонс прямого эфира общения с тюменцами.
Горожане думают, что дороги посыпают химическими реагентами, которые разъедают обувь и просто превращают снег в кашу. Власти уверяют, что соль — продукт натуральный. Мы проверили это утверждение с помощью обычной бутылки с водой.
Что за соль на дорогах и есть ли ей альтернатива?
Специалисты городской администрации рассказывают, что есть всего три вида противогололедных смесей:
галит (которая используется в городе сейчас);
жидкая смесь на основе галита (используется на путепроводе 30 лет Победы и Мельникайте);
смесь с песком (не используется в городе).
Альтернативы им нет — все химические смеси, которые придуманы, изготовляются на основе галита. Об этом рассказывают в дептранспорта.
— Мы все противогололедные материалы изучили, всё про них знаем. Их основа всегда эта, которую поставляют в Тюмень, — что жидкая, что твердая. Действующее вещество — галит. Оно должно растопить снег и лед в воду. Другого материала нет, — рассказывает замдиректора дептранспорта Алексей Васенин.
Галит — каменная соль, используется как сырье, из которого изготавливается поваренная соль, и для производства хлора, гидроксида натрия и соляной кислоты. Химический состав галита: натрий (Na) — 39,4%, хлор (С1) — 60,6%.
— Материал, поставляемый в Тюмень, натурального состава. Мы руководствуемся контрактом, которым определены его характеристики: там не предусмотрена смесь с песком. После поставок мы делаем входной контроль, где проверяем состав в своей лаборатории. После того как мы убедились, что материал соответствует ГОСТу, мы его берем в работу. Это природный материал, каменная соль, добавок никаких нет. Можно с уверенностью сказать, что химреагенты мы не используем, — поясняет Георгий Межелинский, замдиректора ДРСУ — 7.
Эффективность галита заканчивается при температуре -20. Основная задача материала — не дать замерзнуть снегу, выпавшему на дорогу, превратить его в жидкость, чтобы потом его можно было убрать.
В Тюмень и область галит закупает АО «ТОДЭП». В апреле 2021 года на всю область закуплено 24,5 тысячи тонн материала на общую сумму в 94 миллиона рублей.
АО «ТОДЭП» — одна из крупнейших компаний области в дорожной сфере. Оно заключает контракты на строительство, ремонты и содержание дорог в Тюмени и области. По данным сервиса «Контур.Фокус», за последний год организация заключила государственных контрактов более чем на 16 миллиардов рублей. По состоянию на 2019 год акциями компании владела Тюменская область в лице Департамента имущественных отношений Тюменской области. Руководитель — Юрий Зинчук, возглавляет «ТОДЭП» с 2012 года, до этого работал в компании главным инженером.
Действительно ли это соль? Эксперимент 72.
RU
С помощью небольшого эксперимента мы проверили, чем посыпают городские улицы. Взяли галит на складе, откуда его развозят по городским улицам.
Начало. В маленькой бутылке объемом 0,5 литра есть небольшое количество воды и лед. В нее мы засыпали соль, которой посыпают дороги. На городских улицах реагент работает уже через 15–20 минут. В бутылке, учитывая, что там большое количество льда, она стала работать позже — сначала надо было растворить его.
Соль должна была раствориться в воде полностью — как самая обычная, которую хозяйки добавляют при приготовлении обеда. Итог на фото.
Уже через сутки от технической соли не осталось и следа: на дне бутылки — только осадок грязи.
Для сравнения: мы попытались растворить обычную пищевую соль в бутылке. Результат тоже на фото.
Как показывает мини-эксперимент, техническая соль, которой посыпают улицы, и обычная пищевая растворились в бутылках с водой.
Если соль не сработала, на дороге появилась гололедица, то высок риск упасть и получить травму. Что делать в таких случаях — читайте в нашей инструкции.