На этой неделе мусульмане отмечают Курбан-байрам. Праздник посвящен памяти жертвоприношения пророка Ибрахима. Корреспондент и фотограф 72.RU провели утро вместе с тюменской семьей, которая познакомила со своими национальными традициями. Сначала был утренний намаз, а затем Канат и Гульгиза Аугалиевы пригласили к себе в дом и за пиалой чая рассказали, как проходит этот день в их семье. После мы отправились на задний двор, где Канат показал все этапы традиционного жертвоприношения.
Утренний намаз
Свободных мест на парковке возле казаровской мечети «Хадиджа» в 6 утра уже не было. Мусульмане массово приехали на утреннюю молитву, потому что с намаза принято начинать празднование Курбан-байрама.
Канат Аугалиев опаздывает на утреннюю молитву на пять минут. Мужчина, не обращая на нас внимания, быстро снимает обувь и заходит в мужскую часть мечети. После слов имама начинается намаз. Во время молитвы все присутствующие стоят и смотрят строго прямо в сторону Мекки — священного города мусульман.
Пока Канат был занят, мы проходим в женский зал. Он, в отличие от мужского, в который можно зайти с главного входа, расположен в задней части мечети. Женщинам выделили небольшое пространство на втором этаже. Мужчинам же отведено целых два помещения.
После того как молитва подошла к концу, имам рассказал историю праздника. Он объяснил, зачем совершать жертвоприношение.
— Аллах захотел проверить верность Ибрахима. Всевышний сказал ему принести в жертву своего сына. Ибрахим и его послушный сын согласились. Подчиняясь Аллаху, отец уложил своего ребенка на бок, чтобы не видеть его страдания. Когда Ибрахим взял нож и собирался поднести его к шее, она внезапно закаменела. Так Аллах проверил своего любимца, — рассказал Артур Сафаров, имам казаровской мечети.
Духовный глава добавил: «Тот, кто принес в жертву животное для Аллаха, получит то, о чём желает».
Коронавирусные ограничения и почему так мало женщин
После того как молитвенная часть праздника в мечети закончилась, Канат уехал забирать свою жену с работы. Она, в отличие от супруга, на намаз не ходит.
В это время с корреспондентом 72.RU вышел поговорить председатель общины мусульман Яхъядин Рамазанов. Он сказал, что сегодня очень мало народу, потому что ввели коронавирусные ограничения и из-за этого детям сказали сидеть дома.
— Обычно детей много, но сегодня мы попросили не приходить. Нас к ним в школу не пускают, а мы их сюда, — смеется мужчина.
Женщин на празднике было тоже очень мало. Оказалось, этому есть объяснение.
— Женщинам положено сидеть дома и готовиться к празднику. Если женщина ничего не приготовит, то в пустой дом гостям приходить не захочется, — сказал глава мусульманской общины.
Имам Арслан Абдулла добавил, что женщины — главный соблазн для мужчин.
— Женщины — это искушение. Поэтому им предпочтительно сидеть дома, — сказал он.
Он добавил, что из-за карантинных ограничений отменили дневное застолье, на котором можно было поесть баранину. Оставили только чаепитие, на котором будет присутствовать гораздо меньше людей.
В доме у семьи Аугалиевых
Когда мы приезжаем домой к Аугалиевым, их дети еще спят. Начинать резать барана всей семьей — очень важно, поэтому хозяин впускает нас в дом, чтобы вместе позавтракать и подождать пробуждения остальных членов семьи.
Жена Каната Гульгиза быстро накрывает на стол. За чаем начинается разговор о том, как будут праздновать Курбан-байрам в их семье.
— Я всё детство провел в казахском ауле, который находится в Омской области. Там традиции мы старались всегда соблюдать. Даже сейчас мечтаю снова оказаться там, — сказал Канат.
Самая любимая часть праздника Аугалиевых — момент жертвоприношения.
— Я это видел, еще когда был маленьким ребенком и мой отец учил правильно резать баранов. У нас, казахов, с этим очень строго — мы разделываем всё по суставам.
Приготовлением баранины занимается Гульгиза.
— Мясо варит жена. Мы съедаем всё, кроме рогов и копыт. Раньше еще плели кишки, но сейчас современные женщины не хотят этим заниматься, — сказал Канат.
Помимо мяса, на праздничном столе должны быть баурсаки и масло.
— В центре всегда домашнее масло, а еще я готовлю национальное казахское блюдо — баурсаки, — говорит Гульгиза.
Когда стол накрыт, приезжают гости из соседних домов и присоединяются к гулянию.
— Сегодня гости придут к нам, а завтра мы к ним. Так будем ходить на протяжении четырех дней, постоянно к разным людям, — рассказал хозяин дома.
Жертвоприношение
В одной ограде вместе с семьей Аугалиевых живут родственники Гульгизы. Они уже закончили обряд умерщвления животного. Когда мы пришли, десятилетний Самат вместе с папой и четырехлетним братом опаливали голову.
— У меня даже есть свой ножик, которым я срезаю шерсть с головы. Я всегда помогаю взрослым разделывать тушу барана, — говорит Самат.
Папа мальчика Рахат добавил, что животных никогда жалко не было, всегда относились к этому как к традиции.
В пригоне по соседству Курбан вместе с женой и сыном уже начали совершать обряд жертвоприношения. Сначала нужно завязать ноги и перерезать барану шею.
— Нужно закрыть живых животных тканью, чтобы другие не увидели жертвоприношение. Самое главное — острый нож, чтобы баран долго не мучился, — говорит Канат.
После того как шея барана перерезана, веревки снимают. Когда веревки развязаны, Канат начинает снимать шкуру.
— Меня отец учил: чтобы не поцарапать тушу, нужно снимать шкуру рукой. Так тяжелее, но результат намного лучше, — поделился мужчина.
После — барана подвешивают и продолжают процесс.
Следующий этап — отрезание копыт и остальных непригодных частей.
— Мы едим всё, кроме мошонки, копыт и рогов. Раньше ели даже копыта, но это было еще в ауле, — сказал Канат.
Готовое мясо отдают женщинам. Сегодня оно появится на праздничном столе.
После того как баран разделан, женская часть семьи начинает готовить мясо и накрывает праздничный стол. В пять часов вечера придут гости, которые попробуют ежегодное лакомство. Впереди у мусульман еще три дня, когда они будут ходить друг к другу в гости, дарить подарки и восславлять Аллаха.
Ранее мы уже писали про мусульманский праздник. В прошлом году из-за коронавирусных ограничений Курбан-байрам прошел необычно. Как это было, смотрите в нашем фоторепортаже.