По Тюмени медленно, но верно, шагает реновация. Город приобретает многоэтажный облик, всё больше домов устремляются ввысь, в небо. За каждой многоэтажкой стоит человеческая история. Дома возводят на землях, которые принадлежали простым людям. Переезжать из своего жилья они отказываются по различным причинам: кто-то не представляет своей жизни без пресловутой земли, кто-то чтит память о предках, кого-то не устраивает сумма компенсации, предложенная за их переселение.
Такие истории есть в Зареке. Журналист 72.RU встретился с тюменцами, которые решили отправиться в суд и подали иск к городской администрации. Ниже — о том, сколько они живут на этой земле, и почему не хотят отсюда переезжать.
За большой дом — 2,6 миллиона рублей
Семья Анны живет на Большой Заречной больше полувека. Здесь выросло несколько поколений. Тюменка — предприниматель, зарабатывает с помощью земли. До реновации у нее были коровы, свое небольшое хозяйство. Осталось только пара животных, которые недовольно мычат из-за очередного шума от стройки. Она начинается сразу за забором тюменки.
— В этом году я огородом почти не занималась, — рассказывает Анна. — Даже подруги, которые у меня были в гостях, задавали вопросы, почему такой беспорядок.
В огороде у женщины нет ощущения какой-то неухоженности. В теплице — зреют помидоры и огурцы, на земле лежат арбузы. В заросшем травой части участка стоят деревья, с веток свисают крупные яблоки. Помимо коров женщина держит в загоне индюков. По ее словам, все постройки узаконены.
— Моя прабабушка купила этот дом, это был примерно 1951 год. Его дважды переделывали. Сначала родственники, потом мы переехали с мужем, всё перестраивали сами. Хотели построить большой и хороший, но не стали этого делать. Нам всё время говорили, что вот-вот здесь всё снесут. Такие разговоры ходят с 2006 года, — делится историей жительница Зареки.
Несмотря на угрозы расселения на участке ставили различные хозяйственные постройки. Постепенно благоустраивали дом. Сейчас он обшит. Внутри — хороший ремонт.
В 2022 году власти официально объявили о том, что в этой части Зареки пройдет реновация.
— Ну расселяют, расселяют, есть федеральный закон. Ладно, ребята, давайте договариваться. Пришли к нам чисто на словах договариваться застройщики, предложили сумму, которая меньше по сравнению с соседями на 18 миллионов. Как так? У нас с ними пол сотки разница, хороший утеплитель дома — у них же там картон был, ячейки из-под яиц, — рассказывает женщина.
Хозяйка рассчитывала, что за ее дом предложат по 100 тысяч рублей за квадратный метр.
— Я думаю: «О, сто тысяч, нормально. Чего мне ерепениться». Нам сказали ждать, потому что мы были в четвертой очереди расселения. И только после этого пришли и озвучили сумму. Было странно. Мы же здесь все были дружными, такая маленькая деревня и знали про деньги, которые предложили соседям. Ну и отправили нас к администрации, — рассказывает Анна.
В администрации занимались оценкой дома несколько месяцев. Сумму, которую они предлагают за дом, озвучили перед самым новым годом, 29 декабря.
— Я спросила у знакомого, он назвал мне примерную сумму, в которую должны оценить дом. Пришла — она оказалась в реальности в несколько раз меньше. За мой дом почти 117 квадратов они хотели дать 2,6 миллиона рублей, — говорит Анна.
Дальше тюменка обратилась в суд, чтобы ей назначили достойную, по ее мнению, выплату.
— То, что предложили мне в администрации, меня не устраивает. Это мало для центра города. Мне нужно заново купить землю, построить дом, помещения для скотины — это мой бизнес, я официально зарегистрирована, плачу налоги. Мне просто не хватит. Да и где? Ну вот кто меня с коровами в Комарово ждет? Да их там и держать нельзя. Я всё прекрасно понимаю, реально смотрю на жизнь. Не прошу я 30 миллионов у вас, приблизите хотя бы к 20, — говорит Анна.
При этом, она готова переехать. Для нее сейчас главное тишина и покой.
— Я понимаю, что бороться бесполезно. Я даже и не против этого КРТ. Вот ветхие дома надо как-то сносить. Сейчас же я вовсе не понимаю, на какую сумму мне в итоге рассчитывать и какой дом смотреть, — считает горожанка. — Смотрите. Я всё здесь имела, всё устраивало. Я этим жила, кормила детей, семью, налоги платила. А сейчас что? — возмущается тюменка.
А где купить новый дом?
Путь до дома Елены на Ижевской от Большой Заречной не самый очевидный — среди сухостоя есть небольшая тропинка. По словам тюменки, дети ходят в школу по таким же зарослям, а иногда и без света — особенно, если возвращаются с занятий вечером. Фонари периодически не работают.
— Здесь на улице всё посносили, ничего не засыпают, мусор везде валяется. Во что превратили ее! Представляете, если весь сухостой сейчас высохнет, спичку кинут, и всё тут сгорит. Мы и найти никого не сможем, и останемся ни с чем, — говорит Елена.
Елена познакомилась со своим мужем буквально на этой улице. Вместе учились в школе, ну а потом и жить стали вместе. Купили участок недалеко от родителей, для своего же удобства: за детьми могла присматривать бабушка.
— Я работаю в ЦУМе, добегала до своей мамы, оставляла детей, пару минут — и на остановку. Шесть минут — я на работе. До этого много успевала сделать, — рассказывает тюменка.
Деньги, которые предлагают за дом и участок, семью Елены не устраивают. Они не могут понять, как вообще ее считают, по каким критериям.
— У нас маленький ценник. Как нам его аргументируют. Якобы мы далеко от реки, а тем, кто живет у берега, дают больше. Я думаю, что когда здесь начнут продавать квартиры, ценник будут на месте нашего дома такой же, как и Туры. Просто потому что здесь торговый центр рядом, Набережная недалеко. Но нам всё равно говорят, что у нас дешевый участок. У соседа, через один дом, сотка стоит дороже нашей. Ну буквально через дом. Это же смешно. В чем разница? Нам никто это не может объяснить и аргументировать, — возмущается женщина.
Причина не только в деньгах. По словам Елены на предложенную сумму они не смогут купить двухкомнатную квартиру в этом же районе — денег просто не хватит. Дочке жительницы Зареки необходимо постоянно посещать больницу.
— Вот Ксюша. Ей нужна больница, потому что у нее пожизненные уколы, раз в две недели. Нужно собрать пакет документов, чтобы получить эти лекарства, — рассказывает тюменка.
Условия жизни, которые семья создавала себя долгие годы, их устраивают.
— Если бы не КРТ, то мы бы вообще никуда не хотели уезжать. Летом мы детям ставим батут, бассейн, качели. Вот сливы стоят — им много лет, я садила их, когда мы заехали. Елки вот тоже сами садили. На этом участке было вот также, как за забором (там стоят заброшенные дома и заросшие участки. — Прим.ред.). Мы всё здесь вырубили, землю подняли, всё расчистили. Построили дом, гараж, баню. Куда мы теперь? — вопрошает Елена.
Не хватит денег на новое жилье
Возвращаемся. Вопросы по реновации есть не только у тех, кто живет в частном секторе, но и у тюменцев, живущих в многоквартирнике на Береговой, 157. Таких здесь почти не осталось, но в этом доме еще живут люди. Прямо за окнами у них дорога для самосвалов, чуть подальше — вбивают сваи. Из-за этого деревянное здание косится, а местные даже налепили своеобразный маячок. Он показывает, как из-за стройки и вибрации выпадает дверной откос.
— У меня в зале уже трещина из-за забитых свай, дверь в туалет и душ перестала закрываться, — рассказывает Татьяна Валерьевна, жительница дома. — До того, как здесь развернулась стройка, я могла закрыть форточку в спальне. Сейчас — не получается. Потолок начал обваливаться.
Местные жители с теплотой вспоминают время, когда в районе еще не задумывались о реновации. Рядом с многоквартирником стояли теплиц, где люди выращивали огурцы и помидоры. Была баня, стояли гаражи. Большая территория для машин — чтобы могли встать и местные, и гости.
— У меня квартира 44 квадрата и земли 2,5 сотки. Мне предложили 4,8 миллиона. Что я смогу купить в современных условиях похожее? Ничего. Я в Заречном хочу жить, всю жизнь здесь прожила. Рядом поликлиника, магазины, аптеки — всё, что мне нужно. Посмотрела квартиры в Зареке, на эти деньги ничего не купить. У меня пенсия, ипотеку тоже взять не могу. У меня ремонт хороший, и я хочу в нормальных условиях жить. Самое обидное, что я 45 лет отработала, ветеран труда. Есть от правительства награда. Получается, столько лет отпахала, а меня просто на колени ставят? — возмущается Татьяна Валерьевна.
Жители обратились в суд с требованием пересчитать компенсации и оценить их дома, а также землю. Именно он определит, сколько денег получат жильцы за свое имущество.
Летом мы были в этом районе и прогулялись по нему. Показываем в нашем фоторепортаже, как живет Заречный район старых одноэтажных домов, которые вскоре превратятся в труху, а на их месте появятся бетонные и безмолвные многоэтажки.