Многострадальный долгострой на улице Новоселов, 113 — тот самый ЖК «Москва» — наконец-то ввели в эксплуатацию. Жители, которые ждали этого момента несколько лет, получают ключи. Казалось бы, делай ремонт и живи. Но не всё так радужно. К качеству многоэтажки и условиям жизни есть вопросы. Корреспондент 72.RU съездил на место и поговорил с владельцами квартир, которые туда еще не переехали.
Дом, который не построил Юрочкин
Строительством дома занимался «Сибстройсервис». Это началось в 2018 году. Планировалось, что люди заедут в новую многоэтажку на самой окраине города в конце 2020 года. Но у компании возникли проблемы с финансами. Сроки несколько раз сдвигались. Дольщики возмущались, обращались в разные инстанции (даже к президенту в феврале 2023 года).
«Сибстройсервис» работает с 1992 года. Гендиректором является Леонид Мурашкевич, а владельцем компании — бизнесмен Василий Юрочкин. Согласно бухгалтерской отчетности, по итогам 2022 года выручка компании составила 54 млн, а чистый убыток — 134,3 млн рублей. Последние два проекта «Сибстройсервиса» — ЖК «Москва» и ЖК «Олимпия» — стали для них проблемными: дома достраивали другие компании.
В конце 2021 года на прямой линии губернатор Тюменской области заверял, что вопрос по ситуации с ЖК «Москва» держит на личном контроле. Тогда Моор говорил, что решен вопрос финансирования. Он также уверял, что власти будут следить и делать всё, чтобы до конца 2022 года объект ввели в эксплуатацию. Но этого не произошло. Пришлось ждать еще полгода. Многоэтажку достраивала другая компания — СБК. Ее ввели в эксплуатацию во второй половине 2023 года.
Группа компаний «СБК» занимается строительством домов. За 15 лет работы ввела в эксплуатацию 22 многоэтажки в Тюмени и Тобольске. Известные проекты: ЖК «Ленинград», «Акватория», «Облака». Ключевые лица: Александр Перминов, Александр Мильченко и Максим Замятин.
В итоге тюменцам желаемого пришлось ждать почти три года, а если считать от начала строительства, то и вовсе пять лет. Пока дом строили, рядом, на других участках, развернулось строительство еще нескольких многоэтажек. Их успели запроектировать, возвести и заселить.
Что не устраивает жителей?
Если не знать контекста, то с первого взгляда можно подумать, что здесь всё благополучно. Но дом не могли построить несколько лет. Тогда жилье здесь было крайне дешевое. В том числе этим проект привлекал людей. Тюменцы ждали, ждали. Всё это время им приходилось жить и ютиться в других местах, в том числе снимать квартиры. Некоторые люди продолжают делать это и сейчас. Что приводит к двойным тратам — за съем жилья и ипотеки.
Мы приехали в пятницу утром. Люди на нашей встрече говорили, что подъезды долгое время не убирали: были грязь и бардак. Также они рассказали, что, кроме нас, сюда приехала прокуратура. И после того как стало известно о визите, пошли активности — в подъездах началась уборка, и даже заработали лифты. Но, видимо, на время: мы не смогли им воспользоваться — двери не открылись.
Несмотря на введенную в эксплуатацию недвижимость, в доме еще есть ряд проблем. Одна из самых главных — это неработающие лифты. Из-за этого многие собственники не могут переехать в свои квартиры и начать делать ремонт. А кто уже это сделал, каждый день поднимаются на высокие этажи. Так теперь живет Татьяна. Ее квартира находится на 14-м этаже.
Квартира Клары — еще выше — на 15-м этаже. Она потихоньку делает ремонт: наняла бригаду. Но полноценно работами заняться не может. Потому что доставка груза на такой высокий этаж стоит больше, чем сам ремонт.
Из-за неработающего лифта не все могут заехать в квартиры
Еще одна проблема — это отсутствие отопления. В дом его не запустили.
— Дом многострадальный. Столько лет ждали. У нас есть здесь девушка-колясочница. Есть много пожилых людей, иногородних, которые продали на севере жилье и купили здесь. Снимают и платят ипотеку. Говорят, что теплоузел не соответствует дому: на 15 этажей он не тянет. Говорят, что не могут пока запустить отопление. Мол, прилагают усилия, пытаются что-то исправить. Жалоб много. Ключи получило более половины жителей дома. Многие ждут, когда запустят лифты. Например, совсем пожилые, которым даже не подняться, чтобы принять квартиру, — рассказывают жители.
Для начала нас проводят в третий подъезд. Здесь два лифта. И оба не работают. В почтовых ящиках лежат квитанции за оплату ЖКХ.
— Я 30 сентября подписала акт, получила ключи. Мне 2 октября пришла квитанция — 58 рублей. За полдня посчитали. Оперативно, — иронизирует Лилия.
На третьем этаже находится квартира Людмилы. Она с семьей несколько лет назад переехала из Казахстана. Ее дочь живет недалеко. Другая ее дочь — человек с инвалидностью, она колясочница — не может посмотреть жилье, в котором будет жить.
— Когда мы включаем электричество, работает другой счетчик, не наш, а с другой квартиры. В документах неразбериха будет. Их счета будут приходить нам, а наши — им. Видите, холодная вода. Это что за напор воды? И он всегда такой. Когда включаем ветродуйку, она полчасика поработает, и выбивает рубильник. Вышибает две розетки. У меня дочка-инвалид. Колясочница. Она говорит: «Я бы хоть посмотрела, где буду жить». А я ей — как? На третий этаж тебя не подниму. Лифт не работает, отопление не работает. Стояк бежал. Но его заварили. Мы переехали с Казахстана. Что там продали, сюда вложили. На стадии котлована. Но живем на съемной квартире. Ипотеку платим. Два раза делали рефинансирование. Сейчас платим 19 тысяч рублей. До этого — 27 тысяч рублей. Платить еще год. И за съемное жилье платим 15 тысяч рублей в месяц. Ремонт делаем своими силами. Сантехнику зять поставил. По вечерам обои клеим с другой дочерью. Мебель с Казахстана привезли. Думали, полгода и заберем. А тянется уже три года. Мы кухню забрали. Вчера поздно вечером прихожую привезли. Еще мягкий уголок в гараже у знакомых, — рассказала Людмила.
А вот в первом подъезде лифты работают. Хозяйка одной из квартир, Клара, повела нас показывать жилье, которое изначально покупала для дочери. Чтобы посмотреть, мы поднимаемся на 15-й этаж, благо хоть не пешком.
— На кухне стяжка пола на углах проваливались. Трубы шатались. Застройщик их доделал. Вид открывается красивый. Мне нравится спортивная и детская площадка. Они просторные. Я считаю, что место хорошее. Если бы лифт работал, я бы уже через месяц заехала сюда. Я договаривалась о доставке груза, мне сказали, что больше заплачу, чем за сам ремонт. В принципе, дом неплохой. Но надо доводить всё до ума: лифты, отопление, вентиляция, — рассказывает Клара.
Во втором подъезде лифт не работал.
На вопрос, жалеете ли вы о покупке квартиры в этом доме, люди отвечают по-разному. Кто-то рассуждает по-философски и считает, что жизнь для чего-то привела их сюда и впутала в такую ситуацию. Еще один вопрос, которым задаются тюменцы, почему же у «Сибстройсервиса» не получилось построить этот дом.
— А ведь раньше Юрочкин строил очень хорошо. Он — богатый человек и 30 лет на рынке. И не построить этот дом! — недоумевают собственники квартир.
Что говорит застройщик?
В ГК СБК сообщили корреспонденту 72.RU, что дом введен в эксплуатацию 27 июля. В соответствии с законодательством о долевом участии срок передачи ключей участникам долевого строительства составляет три месяца с момента ввода дома. Ключи выдаются с того же дня — ранее срока окончания приемки. По информации застройщика, в данный момент подавляющее количество квартир (367) передано дольщикам без замечаний с их стороны.
— Работы по подключению дома к объектам энергоресурсов производятся планово. Фактически в настоящее время сведений о необеспечении ресурсами нет. Горячее, холодное водоснабжение, электроэнергия и теплоснабжение имеется. Все лифты установлены и работоспособны. Однако в процессе ненадлежащей эксплуатации — перевозка крупногабаритных и тяжелых предметов, превышающих допустимую норму, подпирание дверей лифтов посторонними предметами и прочие действия жильцов — могут выходить из строя. При пренебрежении правилами эксплуатации собственниками квартир лифтовое хозяйство временно становится неработоспособным. Несмотря на то, что это происходит по вине самих жильцов, компания своевременно устраняет неполадки, — объяснили представители застройщика.
Там добавили, что на объекте на постоянной основе работает сервисный отдел. Все поступающие заявления дольщиков обрабатываются, планово устраняются. В том числе подлежат устранению недостатки, связанные с потрескавшейся штукатуркой, в случае признания повреждений немеханическими, а гарантийными — не связанным с внешним воздействием.
Вместо P. S.
Спустя время мы спросили у одной из собственниц квартиры, как обстоят дела в доме. По ее словам, лифты работают в первом подъезде, во втором — только пассажирский и не каждый день, в третьем — не работают. Она рассказала, что выше 12-го этажа не во всех стояках есть отопление.
Куда мы еще ездили и смотрели, как живут люди?
Недавно мы посетили Перевалово и посмотрели на тысячи одинаковых (мы не преувеличиваем) домов с красными крышами. Они расположились на огромном участке возле Московского тракта. Привлекает такая недвижимость своей дешевизной. Их можно купить за 3–4 миллиона рублей. Критики называют дома курятниками, но жители довольны.
Недавно съездили в новый район на Червишевском тракте. Там идет активное строительство многоэтажек. Буквально несколько метров от кладбища.
Показываем не только красоты города, но и обратную сторону — не очень красивые места. Летом ходили в общежитие на улице Фабричной и посмотрели, как там живут люди.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда