Дом на улице Заимка-Волга смотрится странно на фоне общего пейзажа. С одной стороны, он почти сливается с деревьями, которые его окружают. С другой — всего в десятке метров стоит высотка, построенная в 1989 году. За одноэтажным домом — гаражный кооператив, утопленный в низине. Немного поодаль уже возвышается микрорайон «Правобережный». Скоро на этих землях многоэтажек будет еще больше — район попал под реновацию.
Тюменские власти не употребляют термин «реновация», они говорят о КРТ — комплексном развитии территории. КРТ (в отличие от механизма РЗТ — развития застроенных территорий) позволяет включать в границы застройки не только многоквартирные дома, признанные аварийными, но и другие объекты недвижимости. То есть застройщик, которому разрешат вести работы в рамках КРТ, сможет расселять и сносить неаварийные дома, если их жители согласятся получить деньги за свои квартиры и съехать. В СМИ чаще употребляют термин «реновация», поскольку он прочно вошел в оборот после того, как в Москве начали расселять неаварийные хрущевки. В столице это называли реновацией.
Добротный деревянный дом возведен Сергеем совсем недавно. В 2020 году он купил участок с полуразрушенным зданием, где в основном собирались бездомные. Тогда же получил разрешение на строительство, начал закупать материалы и самостоятельно возводить дом, где хотели жить с семьей.
— Летом мы поставили коробку, год еще внутри всё доделывали. Оформили в собственность в 2021-м, а уже через год нам сказали выселяться. А построить дом своими руками — это бесценно, — грустно вздыхает Сергей, владелец дома.
Сам дом и коммуникации они еще не закончили. В планах было установить забор, подвести канализацию, достроить второй этаж, где была бы гостевая комната. Хотели дождаться и усадки дома, на которую понадобилось бы три года. Но им уже в открытую говорят: не ждите.
— Весной нам еще должны подвести газ. Но теперь-то зачем? Хотя договор не расторгаем. Пусть пока так всё и будет, — добавляет Сергей.
Семья Сергея и Виктории жила сначала на Ватутина в обычной квартире. Позже переехали в Березняки, взяли кредит на строительство своего дома.
— Загородная жизнь — она только на картинках крутая. Из Березняков мы в город ездили по часу, нет нормальных школ и садиков, а у нас ребенок подрастает. Стали продавать там дом, долго получилось. Через два года получилось. Потом еще долго выбирали, куда переехать: понимали, что будем жить в одном месте всю жизнь. Выбрали: шикарная геолокация, соседи говорили, что скоро парк откроют прямо возле дома, — добавляет Сергей.
На все уже потрачено пять миллионов. Два отдали за участок, и еще три — на само строительство. О КРТ семье ничего не говорили до последнего момента, а узнали они обо всём в СМИ.
— Обратились в администрацию. Никаких объявлений, ничего такого не было. Спустя какое-то время, когда определился застройщик, приходил их менеджер. И тоже ничего не сказал ни о компенсации, ни о чём таком — просто ходил, знакомился с жителями, — рассказывает Сергей.
Аукцион на право застройки выиграла компания «Страна М 2». Она входит в группу компаний застройщиков «Страна». Бенефициары — Александр Гайдуков и Игорь Бутаков. Группа компаний строила и строит несколько крупных ЖК в Тюмени — «Европейский Берег» в Зареке, «Колумб» в районе объездной. Выручка одной компании пока не опубликована, она образована только в апреле 2022 года и зарегистрирована в Москве. У учредителя, организации «Элит Строй» (которая и принадлежит Бутакову и Гайдукову), в прошлом году зафиксированы такие показатели: выручка — 14,3 миллиона рублей, чистая прибыль — 44,6 миллиона.
А вот соседи, по словам Сергея, не будут против расселения. Домов рядом с ними мало, некоторые построены довольно давно. А кадастровая стоимость дома и земли уменьшается с каждым годом — якобы для того, чтобы люди платили меньше налогов. Сергей думает, что делать это могут намеренно, несмотря на то что выкупать дома и землю должны по рыночной цене.
— Самое обидное, что дети уже привыкли к этому месту, ходят в музыкальную школу. Дочка вообще расстроилась. Она все еще надеется, что нас не снесут. Говорит: «Может быть, мы попросим и останемся здесь жить?» Ну, подружки у нее здесь все, — добавляет Сергей.
Альтернативы дому пока нет. Возможно, семья бы рассмотрела какие-то варианты, но они не хотят переезжать в квартиру, которую может предложить застройщик.
— Если бы мы хотели квартиру, то мы конечно бы купили квартиру. И не стали бы заморачиваться, строить дом, потом еще жить в недоделанном. Но мы не хотим квартиру! Ну куда переезжать теперь? Мне кажется, что в Тюмени скоро снесут весь частный сектор, страшно уже покупать дом и землю, — расстраивается Сергей.
Что мы еще рассказывали о реновации в Тюмени?
Не всю реновацию жители принимают с радостью. В районе Старой Зареки люди выступают против сноса их домов. Они возмущены, что никто не спросил их мнения. Жилье они строили, взяв кредиты и ипотеки. И добились своего — реновацию на этом участке отменили.
Не принимают реновацию на Московском тракте. Мы отправились и туда, где поговорили с жителями и узнали, почему они не хотят переезжать из своего района.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.