Калининский районный суд Тюмени сегодня принял в производство встречный иск инвалида Александра Карандея по поводу законности его проживания в квартире дома по ул. Транспортной, 120а. Эта история вызвала резонанс после того, как администрация потребовала выселить инвалида детства, прожившего в этой квартире 30 лет. Также муниципалитет просит освободить жилое помещение неофициального опекуна Карандея Василия Каталова.
Как было озвучено на сегодняшнем заседании, в конце сентября городской департамент имущественных отношений обратился в суд в связи с тем, что Александр Карандей и Василий Каталов проживают в квартире дома по улице Транспортной без каких-либо правоустанавливающих документов. В соответствии с законом чиновники требуют выселить граждан без предоставления другого жилья, а также снять их с регистрационного учета.
Сам ответчик в силу состояния здоровья на заседание явиться не смог, его интересы на основании доверенности представлял Каталов. Он представил суду встречный иск с требованием обязать администрацию в лице департамента имущественных отношений заключить с Карандеем и Каталовым договор социального найма квартиры, в которой они сейчас проживают, либо в соответствии с Жилищным кодексом обеспечить их другим помещением в случае утраты жилья на улице Транспортной. Кроме того, граждане просят внести ясность в вопрос очередности на предоставление жилья лежачему инвалиду.
Из материалов известно, что Карандей живет по этому адресу 30 лет, а Каталов, которого за инвалидом попросили поухаживать братья Карандея, – 15 лет. Администрация настаивает, что граждане все эти годы занимают муниципальное помещение без договора социального найма, то есть незаконно. «Департамент имущественных отношений наделен полномочиями осуществлять управление и распоряжение муниципальным имуществом в 2007 году. То есть девять лет департамент не считал необходимым восстановить законность в отношении данной квартиры», – зачитал текст встречного искового обращения судья Калининского районного суда Юрий Кузминчук.
Также из материалов стало известно, что в августе проводилось обследование дома, но Александр Карандей, который не покидает квартиру, никаких обследований не наблюдал. «Иначе обследующие заметили бы, что инвалид детства, не передвигающийся самостоятельно, живет в неблагоустроенном жилье с туалетом на улице», – продолжил судья приводить доводы ответчика. Также граждане хотели бы привлечь к участию в процессе представителей управляющей компании ООО «Сервис Уют». Дело в том, что, по словам Каталова, вселение производилось на основании ордера, который должен находиться у управляющей компании как правопреемницы ЖЭУ, так как у ответчиков этого документа нет.
«В любом случае представитель ООО «Сервис Уют» должен объяснить суду, на каком основании граждане проживают в обслуживаем УК жилье, – заметил служитель Фемиды. – Также ответчикам хотелось бы услышать пояснение отдела по вопросам миграции УМВД России Калининского округа Тюмени, на основании чего Карандея зарегистрировали по месту жительства». Каталов объяснил отсутствие договора соцнайма неосведовленностью ответчиков в этом вопросе, тем более что никто за все годы их об этом не уведомлял.
«Они были уверены, что законно проживают в квартире хотя бы потому, что Карандей стоит в очереди на улучшение жилищных условий уже более 30 лет, – зачитал дальнейшее содержание встречного иска судья. – Кроме того, по мнению ответчика, бросается в глаза неточность в иске департамента имущественных отношений о выселении: в тексте искового заявления указано, что спорное жилое помещение в муниципальный специализированный фонд города Тюмени не включалось, но в прилагаемом списке жилых помещений, отнесенных к муниципальному специализированному жилищному фонду, адрес квартиры, где проживают граждане, имеется».
Как рассказал Василий Владимирович, когда брат Александра Карандея предложил ему пожить в доме на Транспортной и параллельно ухаживать за инвалидом, вопрос о правах на проживание вообще не поднимался.
«Я тогда работал с братом Александра, снимал комнату в общежитии на Войновке, – рассказал Василий Каталов корреспонденту 72.ru. – Он, узнав о моей жилищной проблеме, предложил такой вариант. А поскольку у меня заканчивался срок аренды жилья на Войновке и стоял вопрос места дальнейшего проживания, я согласился. Это было в 2001 году. Насколько я знаю, когда-то это была ведомственная квартира. И изначально в ней жил сводный брат Александра Карандея. А в 1986 году родственники договорились, что здесь будут жить Карандей с родителями. Затем родители умерли. И в течение полугода инвалид жил у своих братьев. Судя по всему, они хотели найти квартирантов, которые бы обеспечивали уход за их братом. Попросили меня, и вот мы уже 15 лет проживаем в этой квартире».
Василий Каталов заявил, что если для решения вопроса необходимо оформить официальное опекунство над инвалидом, то он к этому готов. Также он продемонстрировал квитанции об оплате коммунальных услуг за несколько предыдущих лет, подписанные его рукой, что также, по его мнению, должно послужить доказательством, что граждане проживали в квартире все эти годы и ни у кого прежде претензий по соблюдению закона не возникало. «Если надо, подлинность подписи может подтвердить графологическая экспертиза», – добавил Василий Каталов.
Добавим, что в ходе заседания представитель ответчика ходатайствовал о проведении выездного заседания суда по адресу проживания Александра Карандея, поскольку тот в связи с инвалидностью не выходит из квартиры. Однако суд в удовлетворении ходатайства отказал, так как проведение выездного заседания предусмотрено только в случае осмотра вещественных доказательств, а суть возникшего спора не требует непосредственного присутствия по месту проживания ответчика. Также в качестве соответчика по встречному иску Каталов попросил привлечь застройщика. Это ходатайство суд намерен рассмотреть позже.
В качестве свидетелей Василий Каталов пригласил соседей, которые готовы были подтвердить факт проживания граждан в этой квартире на протяжении длительного срока. Однако на сегодняшнем заседании их показания не понадобились. Судья принял решение принять встречный иск к производству, поскольку это поспособствует более оперативному и тщательному рассмотрению дела по первоначальному иску от администрации. От истца и прокурора возражений не последовало. На этом основании суд постановил начать рассмотрение дела заново и назначить судебное разбирательство на другой день.
По мнению Василия Каталова, результат рассмотрения дела зависит не только от следования правовым нормам, но и от порядочности тех, кто ими будут руководствоваться. «Это скорее вопрос морально-нравственный, нежели правовой, вопрос совести», – заявил представитель ответчика, давая понять, что выбрасывать инвалида, стоящего в очереди на улучшение жилищных условий, на улицу, по меньшей мере, негуманно. С учетом всех имеющихся материалов и свидетельских показаний многое зависит от того, насколько власти готовы пойти навстречу гражданам и за параграфами и постановлениями увидеть живого человека, считает Василий Каталов.
Стоит также отметить, что в данном случае департамент имущественных отношений всего лишь приводит в соответствие нормы управления и распоряжения муниципальным имуществом. Однако, такой формальный, а по мнению многих, попросту бездушный подход к реализации этих норм порой приводит к таким драмам. В то же время, как признают в администрации, судебная практика признания прав на проживание в муниципальных помещениях на основании встречных исков в Тюмени достаточно широко распространена. И таких граждан, как Александр Карандей, живущих по много лет без правоустанавливающих документов во всевозможных бывших ведомственных домах, переданных затем муниципалитету, в городе тысячи.
Что касается многолетнего нахождения инвалида в очереди на улучшение жилищных условий, то, надеемся, суд прольет свет и на эту ситуацию.