Один из жителей общежития Тюменского госуниверситета на улице Красина, 19 Роман Мазиков после ряда публикаций в СМИ о конфликте с вузом решил уточнить позицию жильцов, оказавшихся в неприятной ситуации.
Напомним, ТюмГУ совместно с правительством области приступил к обновлению инфраструктуры университета. В частности будет заново отстроен бассейн на ул. Пржевальского, масштабный ремонт идет в историческом здании на Осипенко, 2. Наконец, общежитие №5 после ремонта готово почти вдвое увеличить вместимость – в нем смогут проживать до 500 иногородних студентов вместо 290, как было раньше. До недавнего времени в нем также жили действующие и бывшие сотрудники вуза. В ТюмГУ решили привести ситуацию в соответствие с нормативами, согласно которым преподаватели и студенты не должны проживать в одном общежитии.
Однако с переселением жильцов возникла сложность. Часть граждан не пошла на условия, предложенные университетом. Главная проблема, по их мнению, – предложенное вузом переселение в другие помещения на основании срочных договоров, тогда как в 5-м общежитии они проживали по ордерам, срок действия которых неограничен. И они опасаются, что по истечении сроков договоров могут оказаться на улице.
По словам Романа Мазикова, граждане не против переезда, но считают, что при этом должны быть соблюдены их жилищные права и интересы – с предоставлением жилья на прежних условиях. В университете уверены в своей правоте: в связи с ремонтом людям было предложено другое жилье. Спор должен разрешить суд.
Как заявил Роман, на тех, кто отказался переезжать, сейчас оказывается определенное давление. По его словам, несмотря на то, что люди из здания не переселены, в помещениях уже вовсю идет ремонт. «Сейчас для нас это главная проблема. Строители перегородили вход в общежитие, нам и нашим детям приходится пробираться через ограждения, – говорит он. – При этом всякий диалог представители университета с нами прекратили, а судебное разбирательство затягивается: экспертиза, которая должна определить, так ли был необходим зданию на Красина капитальный ремонт, до сих пор не проведена, хотя сроки уже прошли».
Работы ведутся с раннего утра и даже в выходные, кроме того, без предупреждения отключают воду, уверяет жилец. «Мы обращались в Госжилинспекцию, где нам ответили, что строительная организация в ходе ремонта имеет право отключать водоснабжение на неопределенный срок. Хотя мы привыкли к тому, что во время ремонта у нас всегда вывешиваются информационные таблички о том, кто ведет ремонт, сроки работ и так далее. На нашем объекте этого не наблюдается, – замечает Мазиков. – Имя подрядчика мы нашли только на сайте госуслуг. По поводу отключений тоже обычно предупреждают о сроках. Но не в нашем случае».
Роман уверен, что ремонт ведется с многочисленными нарушениями, но добиться того, чтобы это зафиксировали уполномоченные органы, жильцы не могут. «По поводу строительных работ в выходные дни мы неоднократно вызывали участковых. Однако сотрудники полиции не могут прекратить нарушение, они могут его только зафиксировать, – сетует Роман. – Когда в 7 утра в субботу снаружи кто-то сверлит перфоратором стену, рядом с которой спят твои дети, это достаточно неприятно. Но это вопросы уже не к университету, а к подрядчику. Обращались мы и в Роспотребнадзор, ждем ответа».
Кроме того, говорит жилец, в суде представители университета отмечали, что гражданам предложили переселиться в маневренный фонд на время капремонта. «Но помимо капремонта в здании производится перепланировка со сносом стен. И по окончании работ нам просто некуда будет возвращаться – тех помещений, на которые мы имеем бессрочные ордера, уже не будет, – добавляет Роман. – Хотя мы не говорим о том, что хотим любой ценой остаться в общежитии на Красина. Мы готовы к переезду и на окраину города, это не является большой проблемой. Мы всего лишь хотим при переезде сохранить те жилищные права, которые у нас есть сейчас. И быть уверенными в том, что если в нашем новом жилье также начнется какой-нибудь ремонт, нам гарантированно предоставят другое. Пусть это будет в соответствии с действующими нормами – на скольких квадратах мы живем сейчас, столько и будет в другом месте». В общем, по его словам, уверенности в том, что в другом жилье люди не окажутся на птичьих правах, у них нет. В этом и кроется суть обращений к университету.
Вопрос, обязан ли вуз сохранить за этими людьми право бессрочного проживания, в том числе за бывшими сотрудниками, стал предметом живого общественного обсуждения. Многие считают, что работающие граждане должны сами решать свои жилищные проблемы – снимать квартиры, брать ипотеку и так далее, как это делают другие необеспеченные жилплощадью россияне. Другие уверены, что в цивилизованной стране нельзя таким образом ущемлять жилищные права. Роман считает, что в обществе царят стереотипные рассуждения о том, что каждый обязан обеспечить свою семью жильем. «Вопрос "должен – не должен" спорный. Исхожу из того, что никто никому в этом мире ничего не должен. Но принято считать: если ты мужик – обязан обеспечить. Не обеспечил – так сложилось», – подытоживает эту тему Роман.
При этом он отдает должное университету за улучшение условий жизни студентов: «Здесь вопросов нет, это благое и важное дело. Мы только за то, чтобы студенты жили в комфортном общежитии, и их места занимать не собираемся», – заметил Роман Мазиков. Добавим, что, по его словам, условия проживания в предложенных для переезда помещениях вызывают много вопросов.
В Тюменском госуниверситете отмечали, что со своей стороны вуз предложил жильцам условия переселения, но не все согласились их принять. Между тем необходимость кардинального переустройства помещения на Красина назрела давно. «Здание устарело морально и физически, – сказал в ходе специально организованной экскурсии для журналистов ректор ТюмГУ Валерий Фальков. – Сегодня другие требования. Обновятся планировки, дизайн помещений, входная группа. Уверен, проживание здесь станет намного более комфортным. Это, конечно, не пятизвездочный отель, но по крайней мере будет ощущение, что ты находишься в 21-м веке».
«Так сложилось в силу исторических обстоятельств, что здесь проживали сотрудники университета, в том числе бывшие, которые не работают в вузе уже много лет, – заметил он. – На тот период они законно получили право на проживание. Но жизнь не стоит на месте – университет испытывает дефицит мест для проживания студентов. И учащиеся, особенно те, кто приезжают издалека, задают справедливые вопросы: "Почему мы вынуждены снимать квартиры, ведь мы еще на ноги не встали?" А ведь при выборе вуза вопрос о проживании для иногородних абитуриентов встает очень остро. У многих первокурсников родители, особенно из сельской местности, сегодня испытывают финансовые трудности. И при всем при этом сотрудники занимают в общежитии десятки комнат».
Ректор признал, что вопрос с переселением жильцов, не являющихся студентами, решался достаточно болезненно. «Это ни для кого не секрет, хотя сегодня он практически решен. Мы последовательно ведем диалог с жильцами, значительную часть расселили, кто-то пошел на улучшение жилищных условий, то есть некоторых эта ситуация подтолкнула решиться на приобретение собственного жилья», – высказался Валерий Фальков.
Фото: Фото с сайта Тюменского государственного университета и Романа Мазикова