Политика Отличник. Как аудитор стал губернатором Тюменской области — непубличная история Александра Моора

Отличник. Как аудитор стал губернатором Тюменской области — непубличная история Александра Моора

Читайте рассказ про главу региона и что про него говорят его знакомые

Почти всю карьеру Моор работает вместе с Якушевым. Они познакомились больше 20 лет назад

Александр Моор занимает пост губернатора Тюменской области уже пять лет. Не соврем, если скажем, что он не слишком публичный политик. Да, есть мероприятия, отчеты, но это немного не то. Ведь они полны официоза и формальности. В этом тексте корреспондент 72.RU Радик Енчу рассказывает историю Александра Моора — как аудитор занял главное кресло в Желтом доме.

В четвертом классе маленький Саша вместе с другими ребятами испортил стенд в школе. После чего он попал к директору. Но это было не самым страшным для него. Дома ждал разговор с отцом.

— Прихожу домой. Сижу, делаю уроки, жду папу. Мама: «Сейчас папа придет, будет разговор». Я помню, сижу, даже не шевелясь, не дышу. Она ему рассказывает историю. Отец подходит — у меня был стол, рядом стояло кресло. Он так по столу «бум». У меня лампа подскочила. Он так на меня посмотрел: «Ты понимаешь свою ошибку?» У меня даже сейчас душа дрожит, потому что мне так было неудобно подвести отца и маму, конечно же. Больше 30 лет прошло. С тех пор мое поведение было сквозь призму того, как на это посмотрит мой папа. И я его не подводил, — вспоминал через много лет Александр Моор.

Будущий губернатор рос в семье учительницы математики и был отличником

Александр Моор родился в поселке Березняки. Мама всю жизнь проработала учителем математики. Преподавала старшеклассникам в гимназии № 49 — там же учился будущий губернатор. Несколько лет назад вышла на пенсию. По рассказам Моора, в семье было увлечение — решать сложные математические задачи на время.

Александр Моор в первом классе. Здесь ему семь лет

Отец был автомехаником. Александр Моор, рассказывая про него, характеризовал строгим, с сильным словом и взглядом. Однажды Моор вместе со школьными товарищем устроился на работу. Но отец не позволил своему сыну выйти на нее. Это было в мае 1991 года, перед выпуском из гимназии.

— Твоя задача — сдать экзамены на пятерку, получить медаль и поступить в университет. Поработать ты успеешь. Я работаю, мама работает, семья не голодает. Поэтому твоя задача — сейчас сконцентрироваться на учебе. И я не вышел на работу, — рассказывал Моор.

В то же время его школьный товарищ пошел на работу. У него не было отца, который мог бы дать такой же совет. После чего в его жизни были «неприятные моменты», которые он сумел пережить.

— Вот была ситуация — реально — которая могла, наверное, кардинально изменить мою жизнь. Но благодаря мудрому совету моя жизнь пошла по тому пути, по которому пошла, — добавил Александр Моор.

Юный Александр Моор — пионер

В 1991 году он окончил гимназию с золотой медалью. Перед окончанием школы, по его собственному признанию, несколько раз менял желание выбрать профессию: хотел быть юристом, химиком, но перед сдачей экзаменов решил поступать на экономиста.

В девяностые Моор учился в ТюмГУ и работал в банках

Будущий губернатор пять лет учился в Тюменском государственном университете. Студента описывают как «всегда строгого, опрятного, молчаливого». В 1996 году Моор окончил университет по специальности «бухгалтерский учет и аудит»; квалификация — экономист. К тому моменту он уже имел большой трудовой опыт.

В 1994 году, будучи студентом, начал работать в банках. Это произошло после третьего курса. Сначала Моор работал в «Тюменском кредите» (пост председателя совета занимал Сергей Атрошенко, в 1996 году участвовал в губернаторских выборах, но проиграл во втором туре Леониду Рокецкому), «Дипломате» (дослужился до поста вице-президента), потом, чуть меньше года в «Белом Севере» — был заместителем председателя правления.

В начале нулевых власти пытались объединить Запсибкомбанк и Ханты-Мансийский банк. Моор участвовал в проекте и там же познакомился с Якушевым

На рубеже девяностых и начала нулевых ходили разговоры о возможном объединении Запсибкомбанка и Ханты-Мансийского банка. Для этого существовали все предпосылки. Губернатором Тюменской области в 2001 году стал Сергей Собянин, которого поддержали северные соседи — Югра и Ямал. И начались дружеские отношения между регионами. Ругань и конфликты, преследовавшие их на протяжении девяностых, завершились.

Два банка — ЗСКБ и ХМБ — одновременно возглавлял Владимир Якушев. В марте 2001 года акционеры югорского финансового учреждения пригласили Моора в Ханты-Мансийский банк на работу над объединением с Запсибкомбанком. Он занимался внутренним аудитом. В течение четырех месяцев последовательно возглавлял контрольно-ревизионное управление и казначейство югорского банка. Моор выполнял поручения Якушева.

По разным причинам проект властям реализовать не удалось. В том же году Якушев покинул возглавляемые должности и перешел на работу в администрацию Тюменской области. С собой он взял Александра Моора. Соответствующее предложение Якушев сделал в Ханты-Мансийске.

— Мне снится сон. Будто мы с ним вдвоем. Стол. На нем лежит военная карта, стрелочки нарисованы, маленькие танки, самолеты, и обсуждаем какую-то глобальную операцию. Через несколько дней после этого он делает мне предложение. В 2001 году его назначают вице-губернатором Тюменской области. Он делает мне предложение перейти на работу в администрацию Тюменской области. Я недолго думал, потому что сон, я думаю, был вещим. Но это решение, которое кардинально изменило мою жизнь, — рассказывал Александр Моор пять лет назад в интервью Алексею Венедиктову (признан иноагентом).

Два года Моор занимал пост обладминистрации, но ушел в коммерцию

В 2003 году он уходит в коммерцию. Александр Моор занял пост генерального директора тюменского ЦУМа. Этому предшествовал корпоративный конфликт внутри компании. В результате чего в руководящей структуре ЦУМа произошли изменения. Как говорит собеседник 72.RU, знающий действующего губернатора, Моор пришел «не на чужое предприятие». Ходили разговоры, что Наталья Осинцева находилась в близком родстве с ним. Но в корпоративных спорах Александр Моор не принимал участия. Активным участником тех событий был Эдуард Бакиев, выходец из Запсибкомбанка, а теперь — заместитель губернатора Тюменской области и работает в Москве.

В июне 2005 года Александр Моор по зову Якушева возвращается в политику. Несколько месяцев он возглавляет городской департамент имущественных отношений, а в конце года он становится заместителем губернатора Тюменской области. Все эти назначения происходят параллельно с продвижениями Владимира Якушева в политике. В марте он стал первым заместителем главы Тюмени, затем исполнял обязанности мэра, а в ноябре 2005 года — уже губернатором Тюменской области. Больше пяти лет Моор был замом Якушева, курировал промышленность, лесной комплекс, развитие госзакупок, инвестиции. А в начале 2011 года стал главой администрации Тюмени.

— Началось тесное взаимоотношение между городской администрацией и правительством. Помните, в Екатеринбурге были столкновения по поводу строительства храма в парке? В Тюмени была аналогичная ситуация в 2013 году. Эту ситуацию быстро разрулили три человека: Якушев, Сарычев и Моор. Необходимо было найти место для часовни. Политическими переговорами занимался Сарычев. А техническую часть — найти место в городе для часовни — Моор. В итоге ситуация успешно разрулилась в короткое время, — вспоминает свидетель тех событий.

В 2018 году Моор стал губернатором, и это никого не удивило

Кажется, ничто не предвещало резких изменений, но 18 мая 2018 года Владимира Якушева назначили министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Он покинул губернаторскую должность после почти 13 лет пребывания на ней. Тот день стал особенным для тюменской «матрешки»: еще один регион лишился губернатора — Дмитрий Кобылкин, тогда глава Ямала, стал министром природных ресурсов и экологии.

Моор много лет работает вместе с Якушевым. Они начинали в Ханты-Мансийском банке, а затем продолжили в политической сфере

Опрошенные корреспондентом 72.RU источники из политической сферы рассказывают, что назначение Александра Моора на должность губернатора Тюменской области было ожидаемым и закономерным.

— Варианта было два — Моор или Сарычев. Все предполагали, что будет кто-то из них. Никто не думал, что возьмут кого-то третьего. Это два близких к Владимиру Якушеву политика. Две фамилии витали в воздухе. Тогда была ориентация на молодых. В итоге звезды сошлись на Александре Мооре, — рассуждает один из инсайдеров 72.RU.

— Когда я узнал, что Моора назначат губернатором Тюменской области, то не удивился. Якушев не сделал чего-то неожиданного в выборе наследника, — рассказывает тюменский политик.

В мае 2018 года Александр Моор стал врио губернатора Тюменской области. Рядом с ним — Игорь Холманских. Тогда он был полпредом в УрФО

Как характеризуют Моора? Замкнутый, но дипломатичный

Собеседники 72.RU, которые имели возможность общаться в разные годы с тюменскими губернаторами, рассказывают, что Моор самый мягкий из них, называют его осторожным, дипломатичным, добрым и понимающим. Один из спикеров редакции называет Моора типичным отличником.

— Собянин и Якушев могли накричать так, что потом хотелось, образно, выйти в окно. А Моор возьмет паузу, подумает и тихо ответит, — рассказывает один из собеседников.

— Собянин мог повысить голос, но страшнее было, когда он разговаривал тихо. Якушев — эмоциональная жесткость. Моор — с чувством, толком. Он подумает десять раз, прежде чем что-то сделать, — характеризует губернаторов тюменский политик.

Опрошенные собеседники корреспондента 72.RU, сравнивая Моора со своими предшественниками, характеризуют действующего губернатора как более мягкого руководителя

Это сказывается на политических решениях Моора. В качестве долго принимаемого решения можно вспомнить ситуацию с назначением на должность директора областного департамента финансов. Профильное ведомство много лет возглавляла Татьяна Крупина. В январе 2019 года она покинула пост. Полтора года функции выполнял ее заместитель — Михаил Таранов. Полноценное назначение он получил 24 сентября 2020 года.

Другая история — скандал со строительством транспортной развязки. Дорога должна была пройти через памятник «Тополя». Против такого проекта выступали местные жители. Активисты обращались в суд, но их иск там не удовлетворили. В конечном счете власти всё-таки нашли выход и скорректировали проект. На это ушло несколько лет. Развязку строят. Один из собеседников уверен, что из-за относительно мягкого характера Моор не смог продавить первоначальный вариант развязки, а это повлекло за собой увеличение сроков по реализации проекта. Но привело к более-менее человеческому варианту.

— Александр Моор недостаточно жесткий. Якушев бы по-другому поступил в ситуации с транспортной развязкой у Комарово, когда надо было продавить идею. Конфликт произошел четыре года назад. Представьте, за это время власти половину дублера бы сделали. Это позволило бы разгрузить часть объездной, которая стоит в любое время суток. Практика показала, что это было бы правильно. Нужно было проявить жесткость, — высказывает мнение собеседник, следящий за происходящими политическими процессами в регионе.

Александр Моор всю свою жизнь проработал в Тюменской области

Еще один пример — строительство межвузовского кампуса. Вновь о нем заговорили в 2021 году. Но проект (пока что?) не стал визитной карточкой губернатора и всего региона из-за скандалов, связанных с объектом. Самый громкий из них — локация. Сначала власти выбрали Лог реки Тюменки — договориться с жителями не получилось, они были категорически против. Затем выбрали Старую Зареку для строительства кампуса. Там же планировалось провести комплексное развитие территории. Проще говоря — под снос попали больше 300 домов далеко не ветхих и аварийных. Против выступили местные жители. Вторая половина лета 2022 года выдалась в связи с этим достаточно напряженной. Люди собирались на встречи, общались с представителями власти. В конечном счете Александр Моор заявил, что реновации в той части города пока не будет, и перенес строительство кампуса на другое место. В качестве причин он назвал экономическую ситуацию.

Дмитрий Артюхов и Александр Моор в феврале на Дне оленевода

Еще губернатору вменяют непубличность и слабую работу пиар-отдела.

— Публичность — несильный его конек. Это бросается в глаза. Но понимаете, это двухсторонняя дорога: ты даешь задачу, а твой пиар-отдел ее решает. Не все они должны решать. Должно быть еще желание руководителя. Не могу критиковать, но в каких-то политических моментах, когда нужна была огласка, они могли бы поступить иначе, — говорит тюменский политик.

Подтверждает нежелание Александра Моора светиться инсайдер, который знает про устройство работы пиар-команды.

— Это старая привычка людей из политической сферы, которые не привыкли быть в онлайне и показывать свою личную жизнь. Потому что они боятся того, что будет хейт. Моор очень сопротивляется, чтобы быть в СМИ, — рассказывает собеседник.

Первый срок пребывания на губернаторском посту ознаменовался с одной стороны положительными моментами — открытие ТКАД, реализация инвестиционных проектов (например, «ЗапСибНефтехим» в Тобольске), строительство детсадов, школ, целых районов. А с другой — трудностями, скандалами и кризисами: обанкротился Антипинский НПЗ, прошла мусорная реформа, регион, как и весь мир, столкнулся с пандемией коронавирусной инфекцией, а затем, когда казалось, что трудные времена проходят, началась спецоперация. При этом у тюменцев невероятно выросли тарифы на ЖКУ и стоимость продуктов.

Переход Якушева на работу в министерство стал причиной кадровых перестановок в тюменской политике. Александр Моор стал губернатором, а мэром Тюмени Руслан Кухарук

Моора называют заложником ситуации, что он попал в, мягко говоря, не самый удачный период в истории Тюменской области из-за происходящих кризисов, когда приходится одновременно противостоять трудности, так и продолжать развитие региона. Вспомните, с каким пиететом и любовью относятся к Сергею Собянину. Хотя он был губернатором только в первой половине нулевых, четыре года. Или как при Владимире Якушеве развивался регион: приходили крупные инвесторы и международные игроки, увеличивался региональный бюджет.

— На то и существует пост губернатора. Нельзя кайфовать, надо пахать. Сама по себе должность такая. В какие попал условия — выкручивайся, — говорит собеседник 72.RU из тюменской политики.

Александр Моор в сентябре 2018 года во время инаугурации

— Моор пришел не в самое удачное время. Но он проявляет себя тем, что не делает хуже. В условиях перманентно падающих доходов и растущих цен очень сложно сделать так, чтобы не было заметно, как у тебя снижается бюджет. У него это получается. Ни от такого большого количества проектов отказались. Разве что можно вспомнить парк «Комарово». Школы, детсады, дороги, транспортные развязки строят. «Тюмень-Арена»? Но ее еще заморозили при Владимире Якушеве. И в ближайшие годы, думаю, вряд ли получится реализовать проект. Остается Александру Моору работать в условиях, в которых ни Собянин, ни Якушев не были. Да, у Якушева был кризис 2008 года. Он был глубже, но короткое время. У Моора гораздо печальнее ситуация. Я считаю, что не очень справедливо, когда его критикуют. Ситуация немного отличается от тех, что была в тучные годы, — рассуждает в беседе с корреспондентом 72.RU Александр Безделов, политолог.

Селфи от губернатора — вещь достаточно редкая. Это он сфотографировался на фоне нашей выставки в Совете Федерации

Что будет дальше — вопрос открытый и дискуссионный. Моор за один срок не смог кардинально улучшить обстановку в регионе. Да, были достижения, но первая пятилетка не оставила такой мощный след в истории, как в случае с Собяниным. По поводу этого тезиса у собеседников 72.RU есть свои мнения.

— С Собяниным был кратный скачок. Пришли северные деньги. Бюджет увеличился в несколько раз. Приход Собянина был равен постройке метро — то есть чего-то из ряда вон выходящего. Если бы у Моора были действительно такие возможности, бюджет вырос в разы, то, конечно, за пару лет можно было сделать с бюджетом многое. Поэтому Собянин запомнился. Тюмень была грязной, серой, не очень приятным городом. А в итоге в связи с тем, что появилось моментально большое количество денег, сразу стало заметно преображение. Появился пешеходный бульвар у ЦУМа, начали строить, ремонтировать дороги, заниматься благоустройством. Мне кажется, к Владимиру Якушеву и Александру Моору не очень заслуженно относятся. Сергей Собянин поспособствовал разовому увеличению бюджета, но систему выстроили эти два человека, — говорит Безделов.

— Почему выстрелил Сергей Собянин? У него была низкая база для старта. Якушев был на должности 13 лет. У Моора ничего из этого нет. Ему приходится тяжелее всего, — объясняет тюменский политик.

Якушев проработал в министерстве больше двух лет. Затем переехал в Екатеринбург. Теперь он является полпредом в УрФО и нередко посещает Тюмень

Что останется?

— Когда происходит назначение, первое время ты доказываешь людям, которые тебя рекомендовали и назначали, что сделали это не зря. Второй этап — это же доказываешь себе. Третье — ты оставляешь свое наследие. Я считаю, что у Александра Моора следующий срок будет переходным к третьему этапу. Кампус набил оскомину. Власть видела риски. Это был тупиковый путь. Теперь проект вспоминают в контексте этих скандалов, — продолжает свою мысль собеседник.

Другой собеседник отмечает, чтобы остаться в памяти, нужно сделать что-то из ряда вон выходящее — набережной, Гилевской рощей и Затюменским парком уже не удивить. Таким проектом мог стать кампус, но всё пошло не так.

Недавно мы показывали, как менялись доходы Александра Моора на посту губернатора. Если вы многое знаете про главу региона, попробуйте пройти тест.

Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем