В Тобольске накануне вечером на 1000 рублей оштрафовали депутата Тюменской областной думы от КПРФ Юрия Юхневича. Его признали виновным в административном правонарушении за распространение в своем аккаунте во «ВКонтакте» видеоролика Алексея Навального от 2011 года под названием «Припомним жуликам и ворам их Манифест-2002». Само видео еще в 2013 году суд признал экстремистским. Из-за этой акции депутат не сможет участвовать в выборах в областную думу в 2021 году. Ему нельзя избираться и от списка партии. Тем самым коммунист практически лишился шансов занять кресло в думе VII созыва. Если же только не состоятся довыборы в 2022 году. Редакция 72.RU поговорила с Юрием Юхневичем о вчерашней ситуации, планах вне депутатства и почему вся ситуация имеет политическую подоплеку.
— Давайте вернемся во вчерашний день. Расскажите подробнее, что произошло?
— Накануне, перед тем как задержать, мне позвонили из отдела по борьбе с наркотиками и сказали, что со мной надо провести профилактическую работу. Я сказал, что не могу — не работает интернет. На следующий день приходит парень и спрашивает, работает ли у нас интернет. Я сказал, что да. Буквально через несколько минут заходят три сотрудника в штатском и предъявляют удостоверение. Один из них — майор Сергеев. Он сказал, что мне надо проехать в полицию для дачи показания. Я спросил: «На каком основании?» — «Вы подозреваетесь в экстремизме». Я говорю: «Конкретно» — «Вы разместили ролик 5 сентября». Я оделся, с ними выехал.
Они почему-то меня привезли к зданию тобольской прокуратуры. Завели на пятый этаж. Я спросил, что это за отдел полиции такой? Они мне сказали, что это отдел по борьбе с наркотиками. Я спросил: «А причем здесь экстремизм, наркотики и Юхневич?» Сергеев сказал: «Мне выделили здесь кабинет, чтобы с вами поработать». Я дал объяснения, показания. После чего был составлен протокол об административном правонарушении. Он, [Сергеев], сказал, что суд будет завтра, 4 марта, и что у нас изымают компьютер. После этого они приехали в городское отделение КПРФ и забрали процессор. И я уже думал, что завтра надену рубашку с галстуком, чтобы в суд идти. Но через какое-то время подошли двое сотрудников полиции, сказали, что суд состоится сейчас. Это было в районе половины пятого вечера. И под конвоем меня довели до двери. Суд шел где-то 8–10 минут. Меня осудили, признали виновным, назначили штраф в размере 1000 рублей. Тем самым лишили права участвовать в выборах в Тюменскую областную думу и Государственную думу. Выступая на суде, я сказал, что это политически-ангажированное решение, я с ним не согласен, буду его обжаловать.
— Вы уже обжаловали приговор?
— Я попросил дать мне мотивированное решение. Мне сказали, что всё по почте придет.
— О чём вы думали в это время?
— Я думал, что, слава богу, не уголовная статья. Во-вторых, конечно, я не боюсь преследований. Я уже закаленный человек, 23 года в партии из 40 прожитых лет. Мысль была такая, что делают всё, чтобы не допустить меня до выборов.
— Вам самому как кажется, с чем это связано?
— Мне мстят за мои выступления, за отключение микрофона, за Конституцию (Юрий Юхневич проголосовал против поправок, когда вопрос обсуждался в Тюменской областной думе. — Прим. ред.), за то, что во вторник, выступая на комитете [социальной политики], в поддержку законопроекту Глеба Трубина [обеспечить врачей, переболевших COVID-19 бесплатным санатарно-курортным лечением] сказал, что «Единая Россия» ляпает свои законы, как хотят. Но, когда оппозиционные партии вносят социально ориентированные проекты, их не поддерживают. Есть такой Виктор Рейн, заместитель председателя, и он потребовал от меня извинений. Естественно, перед «Единой Россией» в жизни не извинялся и извиняться не буду. И от своих слов я не отказываюсь.
— А как само видео у вас появилось на странице?
— В ленте новостей появилось это видео. Я посмотрел ролик и вспомнил, что видел его перед выборами в Государственную думу. И там всё правильно сказано, всё по справедливости. Никакого экстремизма нет. Мне понравилось, и я 5 [сентября] выставил на своей страничке.
— То есть вы не знали, что его еще в 2013 году признали экстремистским?
— Нет, ни в коем случае я не знал об этом. И почему суд не принял это во внимание, я вообще не понимаю. Кроме того, я все-таки являюсь депутатом Тюменской областной думы. На каком основании они вообще имели право без повестки просто приехать, забрать меня. Санкция прокурора должна быть. Но я ее не видел.
— Потом вы удалили это видео?
— Я спросил у Сергеева: «Мне удалить это видео?» Пролистал страничку до сентября. Ну и удалил. Но, скорее всего, снова размещу. Мне терять нечего.
— Вы сами понимали в тот момент, что из-за этого административного дела не сможете никуда баллотироваться?
— Конечно, понимал. Это политический заказ, и это все прекрасно понимают. Когда я сказал, что меня не допускают до выборов этим решением, судья даже в лице изменилась. Я думаю, что судья немного недопонимала ситуацию. Наверное, она думала: «Дадим штраф 1000 рублей. Ну парень заплатит. И ладно». Но то, что мне пришили статью экстремизма, и то, что меня не допустят до выборов в течение года, она, наверное, не понимала. Потому что решение уже было готово.
— Говоря о заказчиках. Вы можете предположить, кто это может быть?
— Третье лицо здесь есть заинтересованное. В первую очередь я думаю, что это нынешняя власть. Возможно, есть какие-то политические конкуренты, которые планируют идти по этому округу в Государственную думу. Как Бондаренко (Николай Бондаренко, депутат Саратовской облдумы от КПРФ. — Прим. ред.) сказал, что я единственный проходной кандидат по Тюменской области в Государственную думу. Он уже два ролика выпустил в мою поддержку. Спасибо ему огромное. Я думаю, что есть и внутрипартийные [люди], близкие к правительству Тюменской области. Я это не прощу.
— Что у вас дальше в планах?
— Я не могу даже в сельскую думу баллотироваться. Сидеть сложа руки, конечно, не буду. Мы вчера собрали экстренное заседание секретариата, на котором было принято решение о внеочередном созыве нашего бюро 6 марта. Моя принципиальная позиция — мы не должны тобольский округ отдавать каким-то там единороссам. У нас кандидат свой будет. У Навального есть жена, и у меня есть жена. Потому что фамилия моя играет роль. Рейтинг у меня высокий. Поэтому меня сливают.
— Предполагаете такое, что, допустим, пойдет коммунист, он пройдет в областную думу, и в следующем году, когда вам можно будет идти в парламент, вы произведете рокировки?
— Ни в коем случае. По одномандатному округу кандидат пройдет от нас, я в это верю, потому что люди устали от беззакония, безобразия, которое творится в нашей стране. Люди поддержат и проголосуют протестно, за кого угодно — только не за «Единую Россию». Если этот человек победит, я буду помогать. Претендовать на то, чтобы он сложил свои полномочия, — это я категорически против.
— Как партия отреагировала на вашу ситуацию?
— Я в первую очередь выражаю благодарность заместителю председателя ЦК КПРФ Юрию Вячеславовичу Афонину. Он отреагировал. Мне вчера раз десять позвонили из Центрального комитета. Товарищи звонят со всех уголков страны. Выражают полную солидарность со мной. Я чувствую максимальную поддержку. Журналисты отреагировали и осветили событие. Это важно.
«Подставил сам себя»
При этом в разговоре с корреспондентом 72.RU тюменский политолог Александр Безделов предположил, что речь о политическом преследовании не идет. По его мнению, административное дело и штраф — это достаточное легкомысленное отношение Юхневича к публичной деятельности, и депутат областной думы должен быть осмотрительнее.
«Депутат областной думы должен быть осмотрительнее в таких шагах. Фактически он самостоятельно подставил себя. И теперь выдавать собственное легкомыслие за политическое преследование выглядит довольно-таки неловко. Безусловно, ситуация перед выборами будет накаляться», — подытожил собеседник.
В пресс-службе УМВД по Тюменской области не стали комментировать информацию.
Депутат Юрий Юхневич периодически жестко высказывается на заседаниях Тюменской областной думы. Так, он в прошлом году раскритиковал проект регионального бюджета, который побил рекорд по дефициту. Тогда же выступал с критикой оптимизации здравоохранения и заявил, что за такой бюджет голосовать не будет. При этом фракция КПРФ возлагала надежды на Юхневича и планировала его выдвигать в качестве кандидата в Госдуму.