На минувшей неделе внимание тюменцев было приковано к трагическому событию – смерти вратаря тюменского хоккейного клуба «Феникс» Эдуарда Павлова. Еще посетители сайта активно спорили о том, как правильно перевозить детей из роддома – в автокресле или на руках.
Также свою порцию комментариев получили два медицинских события – обсуждение общественного договора между медицинским сообществом и пациентами и встреча со специалистами Станции скорой медицинской помощи, которые ответили на вопросы горожан. Прокомментировать события прошедшей недели мы попросили главного врача Тюменской станции скорой медицинской помощи Лидию Остроумову.
– Лидия Александровна , 29 января прямо во время матча во Дворце спорта умер вратарь тюменского хоккейного клуба «Феникс» 28-летний Эдуард Павлов. Предварительная версия смерти хоккеиста – остановка сердца. По словам директора и основателя «Феникса» Виталия Кузьмина, скорая ехала достаточно долго и в машине не было никакого специального оборудования для реанимации человека, в том числе и дефибриллятора. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
– Наше положение таково, что журналисты могут писать что угодно, несмотря на принципы журналистской этики, также и люди могут оставлять самые разные комментарии. Медицинские же работники ограничены законом – существует понятие врачебной тайны. Я не могу сообщать подробности данного события, тем более, что этим делом будет заниматься Следственный комитет, который детально во всем разберется. Торопить события в такой ситуации неправильно.
Единственное, что я могу сказать по этому поводу – бригада скорой помощи прибыла на место в течение 12 минут после того, как поступил вызов. По времени прибытия наших специалистов у меня вопросов нет. То, что касается непосредственно качества оказания медицинской помощи, мы проанализировали ситуацию, и лично у меня по этому поводу тоже вопросов не возникло. Но я пока не даю никаких комментариев, внешний эксперт оценит со стороны, объективно.
– В четверг на Тюменской станции скорой медицинской помощи прошла встреча с горожанами. Как часто проходят такие мероприятия?
– Подобные собрания – мероприятия не новые, мы и раньше встречались с людьми. К примеру, с коллективами педагогических работников, которым наши врачи рассказывают о правилах оказания первой помощи. Также по собственной инициативе мы работаем с детьми, которых ГИБДД готовит в качестве сандружинников для участия в соревнованиях.
Любая информация для людей, обучение их навыкам оказания первой помощи, с моей точки зрения, – это возможность предотвратить какие-то нежелательные последствия. Есть шанс, что в критической ситуации подготовленные люди смогут что-то сделать. Раньше у нас регулярно проходили встречи с ветеранами. Правда, в последнее время мы их не проводили, это связано с трагическим событием – ушел из жизни бывший главный врач станции скорой помощи Валентина Вертенберг, которая регулярно сама вела беседы с пожилыми.
– А чем обусловлена необходимость таких встреч?
– Лично мне не нравится, когда люди поливают грязью друг друга, врачей, да кого угодно, но при этом себя не называют – оставляют комментарии анонимно. Я тот человек, который привык общаться с людьми лицом к лицу, – когда видишь человека, можешь задать ему вопрос, ответить на его вопросы, в чем-то убедить. Что-то объяснить человеку, пишущему анонимно в Интернете, невозможно.
Поэтому мы и решили, что есть необходимость организовать подобные встречи с населением для того, чтобы объяснить свои цели, задачи, миссию, познакомить с тем, как работает станция скорой помощи. Не секрет, что даже для многих медицинских работников является новостью то, как мы работаем. Я рада, что люди откликнулись, пришли, проявляли интерес.
– Продолжается обсуждение Общественного договора между медицинским сообществом и пациентом. Как вы считаете, есть ли необходимость в таком договоре, что должен содержать этот документ и кто будет его подписывать?
– Дело в том, что медицинские работники выступают в двух ипостасях – с одной стороны, они лечат, с другой стороны, никто из них не застрахован от того, чтобы стать пациентом. Поэтому медработники в принципе заинтересованы в том, чтобы взаимоотношения с пациентом были партнерскими. В вопросах оказания медицинской помощи для достижения результата важно обоюдное стремление.
Меня, честно говоря, когда я познакомилась с этой темой, порадовало, что губернатор такое большое значение придает именно вопросу взаимоотношений врача и пациента. Он очень критично оценивает негатив против медицинских работников, подчеркивая, что пока мы не найдем консенсус, нам сложно будет ждать от нашей медицины хорошего результата, потому что люди априори настроены на то, что медицина плохая. Хотя, часто общаясь с коллегами из других территорий, могу заверить, что в Тюменском регионе здравоохранение значительно отличается в лучшую сторону.
Однако, когда у людей есть что-то хорошее, они хотят иметь еще лучше. Не всегда эти желания обоснованы – ни в одной стране мира государственное здравоохранение не может гарантировать отсутствие очередности. Если мы сегодня по каждому чиху вызываем скорую помощь, которая является очень дорогостоящим видом медпомощи, тогда мы должны понимать, что на нейрохирургическую операцию, к примеру, нам может денег не хватить, так как бюджет всегда органичен. Я далека от мысли, что все население разумно подойдет к этому вопросу, оно неоднородно по своему составу. Но я абсолютно уверена, что большая часть все-таки заинтересована в развитии именно таких партнерских отношений, чтобы совместными усилиями преодолевать недуги.
Нельзя в вопросах медицины ориентироваться на понятие «клиент», отношения должны быть партнерскими. Врач должен быть заинтересован в лечении пациента не потому, что ему деньги за это платят, а потому, что это его профессия. А пациент должен быть заинтересован точно также в своем лечении, а не заявлять, что вы мне обязаны, подайте мне сюда здоровье.
Новый закон «Об охране здоровья граждан РФ» впервые за всю историю медицины прописал обязанности пациента – они должны заботиться о своем здоровье, соблюдать режим, предписанный врачом, соблюдать назначения врача. По сути дела, законодательная основа инициативы губернатора уже заложена. Я думаю, что той силой, которая будет двигать эту идею, должны стать наши общественные организации. Выльется ли договор в бумагу с подписями, либо это будет устный договор, пока неясно.
– На прошлой неделе в Тюменской области стартовало профилактическое мероприятие «Детское кресло». До конца месяца инспекторы ДПС будут выявлять нарушения правил перевозки детей в местах, куда родители чаще всего привозят маленьких пассажиров. Как правило, до двух лет взрослые перевозят детей без автокресел, отмечают в пресс-службе областной Госавтоинспекции. В том числе проблема касается и ситуаций, когда детей забирают из роддома. На эту тему в комментариях к новости разгорелись нешуточные споры – некоторые утверждали, что ребенка из родильного дома можно довезти и на руках. Что вы думаете по этому поводу?
– У меня недавно произошло радостное событие – с интервалом в три с половиной месяца родились внуки. Старший внук появился на свет в сентябре, а младшие – двойня – 7 января. Так вот мы всех своих детей из родильного дома забирали в автомобильных креслах. Более того, это было первым приобретением родителей.
Забирая ребенка из роддома, никто не может предположить, как разовьются события – в данном случае нужно учитывать нестабильную обстановку на наших дорогах. В этих вопросах я человек очень жесткий – жизнь ребенка должна быть безопасной настолько, насколько позволяют технические средства. А они позволяют. Не такие это большие затраты, чтобы рисковать жизнью ребенка.
Я, наверное, человек самый информированный в этом смысле – мы видим какие катастрофы и исходы после них бывают, когда ребенок перевозился без кресла. Назад ситуацию уже не вернуть.
Фото: Фото Ивана СИДОРЕНКО