Холодная зима 1988 года. Вокруг аэропорта начинает темнеть. Экипаж борта Як-40 готовится совершить полет из Нижневартовска в Бугульму, с посадкой в Тюмени. Стюардесса работает в салоне, пилоты и бортмеханик проводят технические процедуры. Этот очень короткий рейс станет последним для четырех человек экипажа и еще 23 пассажиров. Некоторые из них не погибнут от падения самолета.
Рассказываем, что происходило в тот день и как борт пролетел меньше двух километров и неожиданно начал терять высоту.
Что за самолет?
Борт, разбившийся в катастрофе, выпустили в 1975 году на Саратовском заводе. Самолеты начали производить в 60-е годы — они должны были заменить на региональных линиях устаревшие версии от ОКБ «Илюшина».
Задачу перед конструкторами, которые впервые разрабатывали гражданскую версию самолета, всё больше занимаясь военными, стояла простая — разработать простой самолет, вмещающий максимальное количество пассажиров. Плюсом — машины должны быть не сильно притязательны к местам, в которые они приземляются, и выполнять посадку на различные покрытия аэродромов.
Большая команда разработчиков справилась. Самолеты, помимо СССР, стали продавать в другие страны, а также демонстрировать их на выставках. Случилось по тем временам невероятное событие — самолеты заинтересовали западный мир. Борт сертифицировали в Италии и Германии, что произошло впервые — капиталистические страны взяли к себе советские самолеты.
Катастрофа
Полет, по всем расчетам, должен был пройти гладко. В 16:50 по местному времени пассажиры заняли свои места в салоне, экипаж готовился к вылету. Когда все были готовы, самолет вырулил на взлетно-посадочную полосу и, не останавливаясь, начал разбег по ней.
На скорости 150 километров в час произошла небольшая техническая неисправность. Тем не менее самолет продолжает набирать скорость и отрывается от земли. Из трех двигателей по факту работает только один — именно это и станет причиной катастрофы. Скорость уменьшается, и самолет устремляется в бескрайнюю тайгу. На высоте шести метров крыло задевает дерево, а через пару секунд борт правой стороной врезается в землю. Весь полет продолжался чуть больше 90 секунд.
От удара о землю погибают не все люди, находившиеся в самолете. Часть из них выжила, но не смогла дождаться помощи. На улице крайне холодно — температура воздуха ближе к ночи составляла -35 градусов. Люди просто замерзли. Спасатели к ним прибыли только спустя пять часов после катастрофы. Причин, почему выживших обнаружили так поздно, было несколько. Сигнала об этом не поступало, а когда о катастрофе узнали — то для поиска в темноте не было приборов ночного видения и поисковых фар.
На борту находились 27 человек. 22 погибли сразу, еще четверых удалось спасти. За жизнь еще одного человека боролись врачи — но на вторые сутки пострадавший в авиакатастрофе умер.
Что мы еще писали об авиакатастрофах?
Рассказываем о катастрофе, которая произошла в Омутинке. Там самолет из серии военных транспортников рухнул недалеко от железнодорожных путей. Это случилось зимним утром в 50-е годы прошлого века.
Также мы рассказывали о крупнейшей спортивной катастрофе современной России. На взлете из ярославского аэропорта в Туношне рухнул чартерный Як-42. На борту самолета находился весь основной состав и тренерский штаб хоккейного клуба «Локомотив». Из 45 человек на борту выжил лишь один.