В Тюмени задержали 14-летнего А. — его силовики подозревают в подготовке массового убийства. По данным Baza, спецслужбы обратили внимание на странную сетевую активность восьмиклассника, который интересовался движением «Колумбайн» (признано террористическим, деятельность запрещена на территории России). 14 апреля дома у подростка провели обыск. Силовики обнаружили взрывчатые вещества и холодное оружие.
Был агрессивным и неуравновешенным?
Одноклассники подростка рассказали журналисту 72.RU, что парень хорошо учился в школе, в целом всегда получал оценки выше среднего, очень интересовался химией.
— Он часто говорил про какие-то взрывчатые вещества, что умеет их делать и изготавливать какое-то самопальное оружие. Все воспринимали это как шутку, потому что он так и преподносил это, в принципе. Рассказывал, что занимается рукопашным боем. На уроках химии часто спрашивал про химические вещества. Человек он вполне общительный, у него немало знакомых в школе. Вчера его не было на занятиях, думали, что заболел, — рассказал одноклассник А., который близко общался с ним.
Никаких странностей за подростком знакомые и друзья, с которыми нам удалось пообщаться, не замечали.
— Хороший парень, в основном общительный. И с девочками, и с пацанами на контакт шел хорошо. Никаких странностей не замечала. В основном он был хорош в точных науках: физика, математика. Еще знаю, что у него собака есть — немецкая овчарка, он часто гулял с ней во дворах, — рассказала одноклассница подростка.
Еще несколько ребят также описали 14-летнего школьника как отзывчивого и доброго парня. Однако другие ребята из параллельных классов называют А. агрессивным и неуравновешенным.
— Знаю, что его воспитывал папа. А. неуравновешенный. Я когда хотел поздороваться с его собакой, он на меня ее спускал. Приходилось ходить с перцовым баллончиком, чтобы защищаться от овчарки. Иногда А. мог ударить ножом. Все относились к нему плохо, — говорит знакомый подростка.
Некоторые ребята из старшей школы инцидент с задержанием обсуждают с самого утра.
— Да мы давно уже об этом знаем. Вчера никого у нас не задерживали. Возможно, это было у него дома, — сказал подросток.
Причина агрессии
О том, что могло послужить причиной произошедшего, мы спросили у председателя организации «За безопасное детство» Андрея Крамарского.
— Если мы проследим за историей этого движения в России от Керчи до Казани, то увидим, что у всех этих стрелков была общая проблема с буллингом. Пока в нашем государстве не изменится подход к этой проблеме, мы будем сталкиваться с такими ситуациями. Буллинг есть не просто в каждой школе, он есть в каждом классе. Но мы не хотим его замечать — ни власть, ни родители. Чтобы решить проблему, нужно, наконец, признать, что буллинг есть. И хватит за это тюкать преподавателей. Пока это так, они будут скрывать факты травли в школе. Те психологи, которых в свое время завели в школах, неспособны справиться с проблемой.
Проблему нужно срочно решать. И вычислять среди детей потенциальных стрелков надо не среди агрессивных (они свою злобу выплеснули и пошли дальше), а среди тихонь, которые стали жертвами буллинга. Они свои обиды накапливают годами, а потом всё это выливается во что-то ужасное. С буллингом надо бороться всем, даже тем родителям, чьи дети не подвергаются травле. Чаще всего такие делают вид, что ничего не происходит — не с их же ребенком, — считает Крамарский.
Официальная информация
Редакция 72.RU обратилась в областное управление Следственного комитета России. Там на сообщения и звонки не ответили. В национальной антитеррористической комиссии Тюменской области на звонок ответили, но посоветовали обращаться в пресс-службу, не предоставив контактов. В депздраве на запрос не ответили, с ФСБ связаться не удалось. Директор школы, где учится подросток, произошедшее отказалась обсуждать.
По данным источника 72.RU из силовых структур, у подростка появились проблемы с психическим здоровьем, он высказывал странные намерения.
— Его задержали. У него прошел обыск, изъяли подозрительные предметы. На данный момент подросток находится в областной психиатрической больнице. Должны провести экспертизу, — сказал инсайдер.