«У вас рак», — эти слова навсегда меняют жизнь человека. Онкологическое заболевание ставит под угрозу здоровье и будущее, поэтому многие пациенты теряют самообладание и веру в хороший исход. Простые слова поддержки, к сожалению, не всегда помогают. Мы познакомились с женщиной, которой пришлось удалить правую грудь из-за рака второй стадии. Раиса Муртазина пережила 16 курсов химиотерапии, развод и смерть мамы. Это не только не сломило ее, но и замотивировало помогать другим онкобольным. Рассказываем, где и как тюменцы, страдающие онкологией, могут получить бесплатную психологическую помощь и при чём тут живопись.
«Кот стал ложиться на правую грудь»
Раиса Муртазина жила в Свердловской области и служила военным психологом — эта профессия была ее мечтой. Примером стал отец, который был ветераном ВОВ. В 46 лет женщине поставили неутешительный диагноз «рак правой молочной железы второй стадии». Найти опасное заболевание помог ежегодный медосмотр и... кот.
— У меня есть любимый рыжий кот Тихон. Он всегда спал в моих ногах, а тогда стал ложиться на правую грудь. Меня это насторожило, я обратилась к маммологу. Но была пандемия: сложно попасть к врачу, время чуть затянулось. Окончательный диагноз поставили в онкодиспансере Екатеринбурга. Опухоль развивалась очень быстро: пока шло обследование, она увеличилась в два раза. Мне было 46 лет, это был плохой год. Был тяжелый развод, потом у меня обнаружили рак, а затем моя мама серьезно заболела, — вспоминает Раиса Муртазина.
Раисе назначили 16 курсов химиотерапии, после десятого умерла ее мама. Это был сильный удар, и дальше еще сложнее. После окончания химии женщине удалили правую грудь и все ближайшие к ней лимфоузлы.
— Мое состояние сложно было описать словами. Я потеряла все волосы, сильно похудела. Но взяла себя в руки, сопли и слезы подтерла. Надо было бороться и жить. После операции у меня правая рука не поднималась. Было больно, но я подходила к стене и потихоньку поднимала, сколько могла. Каждый раз делала отметку на стене: постепенно она становилась выше и выше. Слава богу, позже гистология показала, что злокачественных клеток нет. Я в ремиссии больше года, — поделилась эмоциями женщина.
«Зачем был этот путь?»
Раиса признается, что не смогла бы пережить болезнь без поддержки коллег и близких людей. Помощь понадобилась не только психологическая, но и финансовая. На поддержание организма и сглаживание побочных эффектов от химиотерапии женщина тратила больше 20 тысяч в месяц. Рак ушел, но оставил большой след в сердце Раисы.
— Я видела молодых женщин с раком груди. Врачи говорят, что в последние годы их стало намного больше. Женщине особенно тяжело принять такой диагноз. Некоторые испытывают нереальный стресс только от одной потери волос. Представьте, каково видеть лысую голову, когда еще недавно у тебя были шикарные длинные волосы. А если опухоль гормонозависимая, то убирают не только грудь, но и яичники и матку. Это всё, что связано с женственностью. Женщина теряет ориентир: «Кто я? У меня лысая голова, нет груди и матки. Получается, я не женщина?» Это очень тяжело психологически. С такими людьми должны работать специалисты — не каждая сможет это вынести. Я — психолог, но мне нужна была помощь, — рассуждает женщина.
И как психолог, и как бывший пациент Раиса уверена, что человеку важно искренне поверить в выздоровление. Рак молодеет, и помощь требуется всё большему числу людей. Некоторые исследования находят причину роста онкологических заболеваний в том, что в современном мире очень много стресса. На людей обрушивается мощный информационный поток.
— Я читала разные исследования по онкологии, начиная от медицинских, заканчивая психологическими. Там говорится, что рак приходит к нам от стресса и от обиды. А еще от боли, страха и горя, которое приносит потеря близких людей. Человек тоскует и подсознательно хочет уйти за ними. Организм это чувствует и настраивается на волну разрушения. Но мы не можем избежать всех проблем в жизни. Когда мое лечение закончилось, я подумала: «Что я могу сделать для таких людей, как я? Чем помочь? Зачем был этот путь?» В тот момент я встретила нужных людей, за которых я благодарна Богу, — расчувствовалась Раиса.
«Окунулась в мир онкологии и увидела, какой он депрессивный»
Раиса переехала в Тюмень в начале лечения. Здесь у нее живет однокурсница. Однажды она пригласила ее в гости, чтобы развеяться, но город так запал Раисе в душу, что она решила остаться. Женщине дали третью группу инвалидности, что позволило ей досрочно уйти на пенсию. Она решила посвятить себя помощи больным онкологией и присоединилась к тюменке Евгении Бурейко, которая создала проект OnkoArt.
— Раком у меня заболел папа. Мне пришлось уйти с работы, чтобы заботится о нем. Я окунулась в мир онкологии и увидела, какой он депрессивный и серый. Мне захотелось добавить в него позитива и ярких красок, поддержать больных, создать для них воодушевляющую среду. Я сама увлекаюсь живописью, поэтому стала думать в этом направлении. 18 июня мы открыли творческое пространство, где могут собираться люди, столкнувшиеся с болезнью или уже пережившие ее, — объяснила Евгения Бурейко, основатель проекта OnkoArt.
Раиса Муртазина присоединилась к проекту как эксперт. Она помогает как психолог и проводит занятие по арт-терапии — это особое направление в психотерапии, основанное на воздействии творчества на эмоциональное состояние пациента. Специалисты применяют различные виды искусства: рисование, танцы, фотографию, музыку, лепку и многие другие.
— На обычной консультации пациент и терапевт общаются напрямую, а через изображение это получается опосредованно. Человек может показать те эмоции, которые сложно описать словами. Начинают работать нейронные связи, которые ранее спали. Внимание от болезни переключается на творчество, стабилизируется эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, отходит депрессивное настроение и даже немного притупляется физическая боль. Здесь не нужен никакой талант, — рассказала женщина.
Проект родился из движения онкопозитивных людей «Лови эмоции». Там люди тоже занимаются творчеством, общаются, поддерживают друг друга, участвуют в конкурсах и фотосессиях, которые проводят психологи и медийные персоны.
— Недавно мы общались онлайн с писательницей Дарьей Донцовой. Она сама переборола рак и написала книгу «Я очень хочу жить». Когда я заболела, я прочитала ее. На меня это произвело сильно впечатление. Я благодарна Дарьей и в будущем мечтаю познакомиться с ней лично. А пока мы будем помогать тем, кто рядом. Это моя миссия: дать понять заболевшему раком человеку, что он справится и впереди его ждет новая счастливая жизнь. Это половина успеха в лечении. Раз в неделю я буду заниматься с пациентами и в стационаре «Медицинского города», — добавила Раиса Муртазина.
Если вы или ваши близкие страдаете от онкологии и хотите присоединиться к проекту, напишите в группу во «ВКонтакте» или позвоните куратору Евгении Бурейко по номеру: 8 (929) 269–11–66. Вам подскажут актуальное расписание занятий и расскажут обо всех доступных возможностях. Участие в проекте абсолютно бесплатное.
Что мы еще писали об онкологии
Недавно родители детей, болеющих раком, подняли настоящую тревогу. В Тюменской области очень сложно записаться к детскому онкологу: в регионе большой дефицит кадров. Чиновники уверяют, что проблему пытаются решить, но пока попасть на прием практически невозможно.
Мы рассказывали и об историях выздоровления. Например, о 33-летнем бизнесмене, который переборол рак лимфатической системы. Нариман Шахмарданов лечился больше года, но смог выйти в ремиссию. Он рассказал, как проявились первые симптомы и почему нельзя заниматься самолечением.
А в этом материале мы рассказали, как трое мужчин пытаются победить рак. Им от 29 до 39 лет — совсем молодые люди. Читайте их невероятные истории о долгой диагностике, предательстве, боли и вере в светлое будущее.