В Тюменской области живет немало людей с экстремально большим весом. Они редко выходят из дома, потому что преодолеть ступеньки в подъезде слишком тяжело. Да и собственная квартира для них порой превращается в целое поле с препятствиями. Такие люди не могут самостоятельно принять душ (вспомните историю с 200-килограммовым мужчиной, которого из ванны доставали спасатели) и даже просто перевернуться в кровати (для того чтобы сдвинуть с места самую тяжелую тюменку, пришлось искать волонтеров). О всем этом и не только мы поговорили с бариатрическим хирургом Алексеем Дмитриевым. Большие пациенты — это его профиль.
В интервью с журналистом 72.RU врач рассказал шокирующие вещи. Оказывается, оперировать таких людей нужно очень быстро, иначе под тяжестью собственного веса они могут раздавить внутренние органы. На операции к нему приходят женщины, которые мечтают изменить личную жизнь, и мужчины, всерьез обеспокоенные своим здоровьем. Интересно и то, что порой под нож хирурга попадают целые семьи (все они с весом за сто килограмм и есть даже подростки, которые ждут 18-летия, чтобы сделать операцию). Подробнее об этом — в расшифровке интервью, которое проходило в прямом эфире Instagram.
Что делают с желудком людей с экстремально большим весом?
— Алексей Владимирович, расскажите, как давно вы спасаете таких пациентов? И что это вообще такое — бариатрическая хирургия?
— Бариатрической хирургией в МСЧ «Нефтяник» я занимаюсь с 2013 года. Бариатрические операции направлены на снижение лишнего веса. Это не пластическая хирургия, не липосакция, как многие думают. Это серьезная большая хирургия, направленная на резекцию желудка (его уменьшение) и отключение части тонкой кишки из пищеварения — если индекс массы тела пациента сильно большой. Это делается, чтобы не только поступало меньше питательных веществ в организм, но и меньше всасывалось. Тем самым добиваемся стойкого снижения и удержания веса.
— А о каком весе идет речь? Какие пациенты попадают на бариатрическую операцию?
— Бариатрическая операция показана пациентам, у которых индекс массы тела — 30–35 и выше. Формула простая: нужно посчитать свой рост в квадрате и разделить на вес. Если получилась цифра 30 и выше — это ожирение первой, второй степени. Выше 35 — тяжелое ожирение третьей степени. Считается, что человек с индексом массы тела 40 и больше имеет очень маленькую вероятность похудеть сам. Наши пациенты — люди за 100 килограмм. Люди, которые накопили достаточное количество сопутствующих ожирению заболеваний: сахарный диабет, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, одышка, проблемы с суставами. Снизив вес пациента, мы ожидаем ремиссии по всем этим патологиям.
— То есть человек сам высчитывает индекс массы тела, понимает, что сам не похудеет, и идет к вам?
— Он идет по показаниям. Как правило, пациент приходит к бариатрическому врачу уже подготовленный (перепробовав разные диеты, всевозможные консервативные препараты для уменьшения веса, кодирование). Бариатрическая хирургия — последняя инстанция. Когда человек исчерпал все методы.
— У вас есть объяснение, почему люди запускают себя до такого состояния?
— Есть факторы, предрасполагающие к лишнему весу: наследственность, генетический фон пациента и так далее. Но, как бы там ни было, лишний вес появляется, только когда количество поступающих в организм калорий больше тех калорий, которые человек тратит. Человек может употреблять и немного пищи. Но если он ведет нединамичный образ жизни, то есть вообще не тратит свои калории, то вес будет расти. Многое зависит и от обмена веществ: если он ускорен, то человеку сложнее набрать вес. И наоборот.
— У нас в Тюменской области распространена проблема ожирения?
— Эта проблема стоит у нас достаточно остро. Тюменская область занимает третье место в Российской федерации по процентному соотношению людей с лишним весом. И количество бариатрических операций растет из года в год. Мы в своем центре делаем уже более ста в год. И нет тенденции к тому, что таких операций станет меньше. Скорее, наоборот.
100-килограммовые подростки ждут очереди на операцию
— А заметили какие-то еще тенденции, может быть, в возрасте пациентов?
— Да. У нас достаточно много молодых людей, страдающих ожирением. Детского ожирения становится всё больше. Это связано с отсутствием культуры питания, культом потребления и малоподвижным образом жизни. Средний возраст пациентов, которые обращаются к нам, — от 25 до 45 лет. Это основной срез пациентов. Но, конечно, есть люди, которым и за 65 лет, если у них нет противопоказаний (смогут перенести наркоз). В России возраст до 18 лет считается детским и является противопоказанием для бариатрической операции. Хотя в той же Америке детей оперируют.
— А какой самый молодой пациент был в вашей практике?
— Есть у меня пациенты, которые ждут своего 18-летия. Они были на предварительном приеме у меня. Их вес тоже за сто килограмм. И их индекс массы тела — 40–50.
— Ого. А какой самый тяжелый пациент был у вас? Может, вспомните уникальные случаи?
— Самые большие пациенты, которые у нас были, это люди с весом 280–290 килограмм. Конечно, такого человека не прооперировать сразу в день поступления. Ему требуется тщательная подготовка. Потому что человек с весом более 200 килограмм, как правило, страдает одышкой, дыхательной и сердечной недостаточностью. Эти люди, как правило, даже дома спят не на спине, а на боку или даже сидя. На спине они начинают просто задыхаться. А операция выполняется в положении лежа на спине пациента. И ему надо так пролежать ориентировочно часа три. Полчаса на подготовку операции (пока подействует наркоз), плюс еще два часа на саму операцию и еще полчаса — на то, чтобы пациент проснулся. На самом деле, если такого пациента просто попросить полежать на спине несколько часов, он не сможет этого сделать. Поэтому и требуется подготовка с участием терапевтов, пульмонологов и других врачей. Самый экстремальный случай, который у нас был, это пациентка с настолько большим весом, что она не могла передвигаться вообще. Она лежала только на животе. Ей потребовалась длительная подготовка. Мы добились снижения веса почти на 50 килограмм за месяц. Проводили ЛФК, массажи, даже гуляли с ней, сделав предварительно специальные ходунки. Операция тогда прошла без каких либо проблем.
— Так, прошла операция. Что дальше происходит с пациентом?
— В этот же день пациент возвращается в палату. Основная задача — следовать принципам хирургии фаст-трек, или так называемого быстрого пути. Это современная методика, которая применяется сейчас повсеместно. В чем она заключается: чем человек быстрее приступает к обычному образу жизни, сам начинает ходить, питаться, тем скорее начнет выздоравливать. Бариатрическому пациенту особенно нельзя залеживаться. Поэтому сразу после операции, спустя часа два-три, человек должен уже быть на ногах, двигаться, пить воду. И дня через два пациента могут выписать. Человеку дают подробную схему по дальнейшему питанию, какие препараты применять (очень много витаминов, например). Но залог успеха бариатрии — это длительное наблюдение, контроль анализов, самочувствия, осмотр желудка. Это большая работа. И поэтому в центре работает целая команда врачей: и диетологи, и терапевты, и психологи, и так далее. Еще бы, ведь у человека забрали из жизни одно из самых важных удовольствий. Поэтому он может еще какое-то время сопротивляться, не принимать новый образ жизни.
После операции пациент ест и не толстеет?
— То есть человек, попав однажды на бариатрическую операцию, навсегда избавляется от лишнего веса?
— Ну скажем так. До стартовых цифр пациент больше никогда не вернется. В течение полутора лет после операции вес человека плавно уходит, это происходит не за один день. И в принципе как бы человек не пытался набрать вес, у него это не получится. А уже в отдаленной перспективе (через два и более года) — всё будет зависеть от характера питания. Если человек выраженный сладкоежка, который ест сгущенку банками и пьет молочные коктейли, то откат веса возможен. Но до стартовых цифр вес никто пока не набирал.
— А как это работает?
— Зависит от вида операции. Если выбираем рестриктивную операцию, которая направлена на уменьшение желудка в объеме, то риск набора веса через пару лет больше, чем после шунтирующих операций (они уменьшают желудок и отключают часть кишки из пищеварения).
— Вы отслеживаете судьбы своих пациентов? Как их жизнь меняется после похудения?
— У меня нет другого выбора. Они все звонят в случае своих проблем, советуются, спрашивают о чем-то. К тому же мы ведем реестр бариатрических пациентов, прозваниваем всех, узнаем их результаты за год, сдали анализы и прислали нам, чтобы мы могли как-то скорректировать их работу над собой. Так или иначе мы узнаем, что женщины, обратившиеся к нам, после похудения выходят замуж и рожают детей. Чаще всего за этим к нам в центр и приходят. К нам часто стали направлять женщин гинекологи — эти пациентки долго не могут забеременеть и даже с ЭКО ничего не получается. Снижая вес, вероятность забеременеть сильно возрастает.
— Так, а мужчины с какими целями приходят?
— Мужчины приходят улучшить свое здоровье. Улучшить ситуацию по сахарному диабету, гипертонии и так далее. И они обращаются к нам уже с достаточно большим весом. Они понимают, что надо срочно что-то менять в жизни, иначе всё это приведет к плохим последствиям.
Большой пациент может раздавить свои органы на операционном столе
— Вы как врач видели наш «внутренний мир». Как он выглядит у бариатрического пациента?
— Внутренний мир бариатрического пациента такой же, как и у обычного человека. Единственное только, что жировая ткань у него развита очень сильно в брюшной полости. Как правило, у «большого» пациента увеличена печень. Все сложности операции связаны с тем, что такого человека сложнее оперировать чисто в техническом плане. Но есть еще и определенные риски анестезиологического пособия: специальный наркоз, препараты, чтобы пациент после операции проснулся гораздо раньше. К тому же, как и говорил, операция не может длиться слишком долго. Большой человек, лежа на спине, может раздавить весом свои же внутренние органы. Это называется краш-синдром.
— Как это возможно раздавить свои органы собой же?
— Легко. Почки у человека находятся в завышенном пространстве со стороны спины. Соответственно, в положении лежа на них нагрузка возрастает в разы. То же самое происходит с сердцем и легкими. Напомню, что пациент с суперожирением не может лежать на спине. Он страдает от одышки в таком положении, поэтому старается присесть. А под наркозом он этого сделать не может.
— Операции платные? И можно ли бесплатно попасть к вам?
— В основном, конечно, платные. Но у нас стали появляться квоты. Сейчас решается вопрос о присоединении нашему центру статуса областного бариатрического центра. Тогда квоты можно будет планировать в достаточно большем количестве. На квоту может рассчитывать человек, прописанный в Тюмени и у которого есть сахарный диабет второго типа, а индекс массы тела больше 40. Другой вопрос, когда мы получим эти квоты. Пока их мало. В прошлом году было всего пять. Это пока не то количество, которое нужно обществу.
— Если говорить о платных операциях. Сколько она стоит?
— Порядка 250 тысяч рублей. Это комплексное лечение.
— И сколько пациентов в вашем центре оперируют за год?
— 110.
«Отрежьте мне желудок!»: отчаявшиеся женщины готовы на всё ради похудения
— А если у пациента нет показаний на бариатрическую операцию (по здоровью), но он очень хочет похудеть. Можно заплатить и что-то сделать с желудком?
— Да, у меня есть такие пациентки. Они приходят и говорят: «Я вешу 80 килограмм, а хочу — 60. Отрежьте мне желудок!» Им, конечно, не показана бариатрическая операция. Таким можно рассмотреть другую процедуру — установку баллона в желудок. Это такой специальный силиконовый шарик. Его в желудок на 6 месяцев аккуратно устанавливает врач-эндоскопист. Баллон занимается определенную часть желудка, и это помогает пациенту похудеть. Но есть риск, что человек после удаления баллона вновь начнет набирать вес. Не надо строить иллюзий, что бариатрическая хирургия решит все ваши проблемы.
— Баллон? В желудок? Как это работает? Так интересно!
— (Улыбается.) Он замещает часть желудка, его просветы. И когда человек съедает немного еды, то ему этого хватает. Чувство насыщения приходит гораздо быстрее. Но баллон всего на полгода устанавливается. Больше этого срока он находиться внутри не может, поскольку вызовет раздражение слизистой и так далее. За такой услугой приходят женщины, перепробовавшие все методы похудения.
Еще об ожирении и похудении
В бариатрическом центре каждый год оперируется более сотни человек. Пандемия, конечно, тоже сыграла роль в работе, поскольку, как уже известно, человек с ожирением имеет большую вероятность тяжело перенести коронавирус. Поэтому пациентов стали обследовать еще тщательнее.
О том, почему стало так много полных детей, чем грозит ожирение и как уберечь малышей от изобилия конфет и чипсов на полках магазинов, читайте в нашем интервью с эндокринологом.
Другой врач рассказала нам, как понять, что вы уже набираете лишний вес, и что этому способствует — гормоны или проблемы с щитовидкой?
Если вы думаете, что скинуть вес людям, которые страдают ожирением много лет, слишком тяжело, почитайте истории наших похудевших героев. Кое-кто из них потерял за год 80 кило и теперь похож совсем на другого человека.
Тем не менее не все тюменки стремятся к идеальным модельным пропорциям. Кто-то любит свою пышную фигуру и даже участвует в кастингах для показов мод. Рассказываем истории семи очаровательных толстушек из Тюмени, которые любят свои формы и мечтают построить модельную карьеру.