Жители Тюменской области продолжают жаловаться на приложение «Телемед-72», которое по задумке депздрава должно было облегчить жизнь пациентов — помогать записаться к врачу и получить онлайн-консультацию. Из-за технических проблем сейчас получить обе эти услуги через программу очень тяжело — программа виснет или не дает выбрать медучреждение. Люди не перестают задаваться вопросом, на что правительство потратило больше 10 миллионов рублей и чем их не устраивало приложение «Медицина-72», которым несколько лет успешно пользовались пациенты? Мы решили разобраться в этих вопросах.
Зачем нужно было создавать «Телемед-72»
Продвижению нового приложения для оказания медпомощи во многом поспособствовала пандемия. Об этом ранее рассказывала начальник отдела информационных технологий департамента здравоохранения Тюменской области Юлия Новак.
— Заболеваемость коронавирусом ускорила внедрение телемедицинских технологий в нашем регионе. И пациенты, и медработники во время пандемии находились в зоне риска, поэтому возникла необходимость ограничить посещаемость медучреждений и внедрить «Телемед-72», чтобы человек мог получать консультацию врача, не выходя из дома. В приложении «Медицина-72» такой возможности не было. Кстати, его можно спокойно удалять из телефона и на его место закачивать «Телемед-72», — сообщалось в пресс-релизе департамента.
Приложение «Медицина-72» разрабатывалось в рамках создания единой мобильной платформы Тюменской области. За один контракт стоимостью пять миллионов разработчик сопровождал и развивал сразу несколько приложений («ЖКХ-72», «Образование-72», «Медицина-72» и так далее). Этот госзаказ в далеком 2015 году заполучила тюменская фирма — ООО «КБ-Информ». Функционал полюбившейся за это время «Медицины-72» был несколько скромнее и не отвечал всем потребностям тюменцев. Например, приложение не могло провести онлайн-конференцию с лечащим врачом.
Онлайн-приемы в Тюменской области, по информации регионального депздрава, практикуются уже давно. Врачи несколько лет консультировали своих пациентов в удаленном режиме, высылая им письма со ссылкой на специальную программу. Пройдя по электронному адресу, указанному в сообщении, человек оказывался на специальном сайте, где мог связаться с медиком, не выходя из дома, и рассказать ему о своих жалобах на здоровье, а также передать необходимые для лечения документы. Это экономило время специалистов и самих тюменцев. Но позже всё же решили внедрить самостоятельное приложение для этих целей.
Кто создал приложение и сколько это стоило
Госзакупка на создание приложения «Телемед-72» появилась осенью прошлого года. Из областного бюджета на него были готовы потратить около 5 миллионов рублей. В техническом задании говорилось, что программа нужна для «повышения качества жизни граждан, качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг», «снижения нагрузки на медицинские организации» и «сокращения количества обращений (и, как следствие, затрат) за медицинской помощью».
На конкурс в итоге заявилась только одна компания — ООО «ХОСТ Информационные системы». Это крупная свердловская фирма, которая специализируется на разработке компьютерного программного обеспечения. На их счету много приложений, созданных специально для здравоохранения. Их разработкой пользуются, например в Москве, Югре и Якутии. Все эти приложения работают на платформе «Медведь».
За тюменский заказ компания взялась за 4,4 миллиона рублей. А примерно через полгода они выиграли тендер на модернизацию своего же приложения — за 5,5 миллиона рублей. И это только начало. Впереди еще тендеры на сопровождение регионального приложения (375 тысяч рублей) и оказание услуг по развитию работы этой программы (2 миллиона рублей).
Реальные отзывы тюменцев о дорогом приложении
Умное приложение, судя по описанию, может проводить телемедицинские консультации, записывать на прием, вызывать медиков на дом, вести дневник пациента, общаться в чатах, показывать историю болезни пользователя и информацию о лечащих врачах.
Но все эти преимущества не совсем соответствуют отзывам, которые оставляют тюменцы под приложением.
— Бестолковое и бесполезное приложение. Возможности записаться к врачу нет, старое приложение показывает запись, а в новом она полностью отсутствует. Приходится искать больницу вручную в очень длинном списке всех учреждений области. А электронная очередь — вообще насмешка. Я как угадаю, в каком кабинете какой специалист? — жалуется пользователь.
— Просто ужаснейшее приложение. Невозможно записать ребенка к врачу — пишет, что данных нет. А как нет, когда запись есть! Вот только сейчас приходится звонить в регистратуру, а раньше можно было спокойно выбрать день и время. А техподдержка всё одно отписывается, что просто нет записи. То ли в техподдержке сидят люди, которые ничего не умеют, то ли им просто лень разобраться и нормальное приложение сделать. Уж лучше бы старое оставили, — возмущается другая тюменка.
— Такое ощущение, что приложение создано для того, чтобы сделать медицинские услуги недоступными! К чему список всех медучреждений области? Пациенту в первую очередь необходимы те, к которым он прикреплен. Почему нет возможности записывать на прием членов семьи: супруга, родителей-пенсионеров? Да и детей не записать, так как в приложении нет такой возможности (хотя на «Госуслугах» есть). Нет возможности выбирать врача, дату и время приема. Не предусмотрено сохранение записей к врачам с возможностью просмотра, — делится мнением еще одна девушка.
Как разработчик приложения объяснил проблемы
И таких сообщений о недоработках приложения — десятки. Рейтинг программы один из самых низких. Что же об этом говорит сам разработчик?
— Действительно, с начала июля поступило около 40 обращений, связанных с использованием приложения «Телемед-72». Это говорит о высоком спросе жителей региона на работу в системе, для нас это подтверждает востребованность решения. Наша служба технической поддержки ежедневно анализирует всю обратную связь. Возникают технические инциденты с оказанием телемедицинской помощи и другими услугами, мы их обрабатываем и исправляем. Например, пользователи сообщали об ошибках с записью на очный прием. Все инциденты, связанные с недоступностью записи по техническим причинам, мы исправили в рамках гарантийного сопровождения. Приложение полностью работоспособно. Все запросы организационного характера передаем на первую линию техподдержки — в департамент здравоохранения Тюменской области. Вопросы дальнейшего развития функций приложения считаем более корректным обсуждать непосредственно с функциональным заказчиком — департаментом здравоохранения Тюменской области, — ответили представители компании ООО «ХОСТ Информационные системы».
Тем временем в департаменте информатизации, который продвигает приложение, объявили новую закупку — на модернизацию приложения. Напомним, на это потребуется еще несколько миллионов рублей из областного бюджета. Эти работы должны помочь в усовершенствовании приложения. Хотя, по официальным данным, часть проблем уже решена.
В департаменте информатизации массовые технические ошибки объяснили высокой нагрузкой на приложение. По их данным, тюменцы стали чаще обращаться к врачам: просить их проконсультировать онлайн без посещения больницы или, наоборот, записаться на прием. В ведомстве утверждают, что работа над приложением непрерывно идет. Например, недавно они ввели новую функцию по просьбе пациентов. Теперь при записи на прием отображаются только те медицинские организации, в которые пользователь может записаться в соответствии с территориальным прикреплением.
У вас работает приложение «Телемед-72»?