Заставить нерадивых отцов оплачивать аборты своим женщинам намерены депутаты Госдумы. Парламентарии уверены, если прерывание беременности будут проводить за счет мужчин, то количество абортов сократится. При этом авторы инициативы предусмотрели наказание для тех, кто будет уклоняться от своей обязанности.
Согласно тексту законопроекта, расходы, связанные с искусственным прерыванием беременности без медицинских показаний, следует взыскивать с отца ребенка. За отказ от выполнения этой нормы мужчину ожидает административный арест на 15 суток, либо 100 часов общественных работ. При этом обязанность по оплате медицинской процедуры сохраняется. Авторы документа уверены, что принятие такого закона сократит количество абортов в стране, а также повысит ответственность отцов за сохранение здоровья матери и жизни ребенка.
С 2006 по 2012 год число абортов в РФ снизилось на 30% до одного млн в год. В 2013 году эта цифра уменьшилась до 881 тысячи. Однако в официальную статику не входят коммерческие клиники, которые, по оценкам экспертов, проводят до пяти млн абортов ежегодно.
«По данным социологических опросов основная причина абортов – недостаточное материальное обеспечение женщины, отсутствие поддержки со стороны отцов будущего ребенка. В результате вся ответственность и за принятие решения об аборте, и его последствия ложатся на женщин, – считает автор инициативы депутат Госдумы Алексей Лысяков. – При этом в более чем 60% случаев женщины вынужденно идут на аборт, их толкают к этому экономические и социальные причины: отсутствие заработка или низкий заработок, отказ будущего отца ребенка поддерживать беременную женщину».
Кроме того, «бесплатные» аборты слишком дорого обходятся налогоплательщикам, считает Лысяков. Сейчас эту процедуру оплачивает бюджет фонда ОМС, который формируется из налоговых отчислений работающих россиян. Ежегодно фонд тратит до четырех млрд рублей на оплату операций по прерыванию беременности. Тем самым депутат намекает, что принятие его инициативы позволит сэкономить бюджетные средства.
Отметим, что идея платных абортов не нова. История с ними началась еще в 2013 году, когда депутат Самарского заксобрания Дмитрий Сивиркин предложил Госдуме исключить искусственное прерывание беременности из программы госгарантий. Свою позицию он объяснял религиозными мотивами, дескать, негоже, когда люди верующие оплачивают богомерзкие акты, имея в виду отчисление страховых взносов ОМС. Однако членов федерального парламента эти доводы не убедили и в начале 2014 года они отклонили законопроект.
Но самарский депутат не сдавался и к концу того же года его инициатива снова оказалась на повестке Госдумы. Правда, религиозная риторика сменилась светской. «Главный аргумент заключается в том, что России не хватает народонаселения, а мы за счет собственного бюджета убиваем еще неродившихся граждан. Это же нонсенс», – говорил г-дин Сивиркин в декабре 2014. Однако в начале 2015 года законопроект вновь вернули автору.
Были и другие, более радикальные предложения, например, ввести уголовную ответственность для женщин и врачей за проведение аборта без медицинских показаний и без согласия отца. Любопытно, что в этих дискуссиях никогда не участвовали врачи, то есть экспертов никто не спрашивал. Между тем, у них есть своя четкая позиция по этому вопросу.
«Это ужасное лицемерие – объяснять платные аборты заботой о здоровье женщины и увеличением населения, – говорит акушер-гинеколог Вероника Белогородцева. – Просто депутаты и чиновники видят, какие деньги делают на платных абортах частные клиники и им тоже хочется урвать кусок этого пирога. А сколько женщин при этом погибнет или останется бесплодными от криминальных абортов, всем наплевать. Вы что, серьезно думаете, что сэкономленные в ОМС «абортные деньги» пойдут на благие нужды, на увеличение детских пособий или постройку детсадов. Вы в какой стране живете? Если у нас что-то сэкономили, то, считай, украли. Поэтому исключение процедуры прерывания беременности из программы госгарантий это еще большее зло, чем сами аборты».