Продолжаем изучать Тюмень в нашей еженедельной рубрике «Районы-кварталы». В прошлый раз мы посетили район ДОК, где вместе с жителями вспомнили разрушительное наводнение 1979 года и поразмышляли о будущем. Сегодня мы расскажем, как и чем живет другой уголок Тюмени — район, расположенный за железнодорожным вокзалом.
Официально у этого района нет названия. Местные не могут определенно сказать, чьи они жители — Маяка или Стрелы. Мы условно назвали его Привокзальным — рядом находится железнодорожный вокзал, да и прошлое многих людей, которые тут живут, так или иначе связано с железной дорогой.
Историю следует начинать с главной доминанты района. Первый вокзал в Тюмени появился в 1885 году. Тогда началось регулярное сообщение с Екатеринбургом. Спустя несколько десятилетий, в 1912 году, тюменская станция стала железнодорожным центром знаменитой Транссибирской магистрали. Первый вокзал размещался в здании из красного кирпича с частичной облицовкой гранитом. В 1917 году после революции, отказавшись от престола, сюда прибыл Николай II.
Железнодорожный вокзал с тех пор был и остается центром района, хотя расположен за железнодорожными путями. Большинство старожилов района — это бывшие сотрудники различных предприятий, связанных с железной дорогой, или их дети.
Некоторым домам здесь под сотню лет. Практически все находятся в аварийном состоянии и доживают свой век. Но об этом чуть позже.
Чем живет район
Обозреваемая нами площадь — 75 гектаров в квадрате улиц Парковая — Куйбышева — Трактовая. Потом Трактовая разделяется на Московский и Червишевский тракты.
Согласно данным геоинформационного портала Тюменской области, износ домов в районе варьируется от 40 до 60 процентов. Их построили ещё во времена Сталина и первые годы правления Хрущева.
Назвать район неблагополучным рука не поднимется. Здесь работают школа № 30 (раньше у нее был номер № 35) и несколько детских садов. Нормальные дороги и очень зелено. Некоторые дома даже пережили капитальный ремонт.
С продуктовыми магазинами проблем тоже нет. В основном, конечно, это популярные торговые сети. Если в районе ДОК наводнения встречаются чаще, чем аптеки, то тут работает аж одна на Калинина, 7. Больниц и поликлиник нет. Все они либо на Червишевском тракте, либо на Маяке.
Но когда-то здесь был даже свой кинотеатр «Октябрь». Здание построили в 1958 году и до конца 90-х года в нем показывали фильмы. Затем кинотеатр перешел в частные руки. Бизнесмену не очень хотелось заниматься этим делом, поэтому единственными посетителями кинотеатра на многие годы стали бомжи, облюбовавшие это заброшенное здание. В итоге кинотеатр был запущен до такой степени, что его снесли с формулировкой «возможно обрушение».
Район «больших людей»
Жители Привокзального не такие открытые, как доковцы. Во время бесед с журналистами они были крайне немногословны. Чувствовалось недоверие к незнакомцам. Каждую историю приходилось вытягивать. Вероятно, на менталитете местных сказался суровый нрав железнодорожников.
Один из старожилов района — известный тюменский тренер по лыжным гонкам Валерий Ковязин. Он тоже оказался немногословным. Много улыбался, но говорил мало. Тем не менее мужчина рассказал про то, что происходило здесь во времена его молодости.
Дом Ковязина — одноэтажное деревянное здание на две семьи — был построен в 1947 году. Канализации и водопровода нет. За водой надо ходить на колонку. За 70 лет жилище сильно износилось, но со стороны смотрится хорошо.
Бодро выглядит и хозяин дома. С виду не скажешь, что мужчине 77 лет. Максимум 60. Валерий Ковязин вспоминает, что когда он здесь поселился, на этом месте располагался поселок Андреевский — названный так в честь заместителя председателя Совета Министров СССР Андрея Андреевича Андреева.
В начале становления СССР в этом районе стоял завод «Большевик». Сейчас от него осталась только улица Большевиков. Сам же завод даже старожилы не застали — так давно это было.
— Говорили, что там где-то завод стоял. Потом улица была «Бывший завод "Большевик"». Здесь повсюду стояли сараи, дровники... Мы по крышам бегали до самой железной дороги. Домов было мало. Когда возвращался из бани, то издалека было видно, как дома горит керосинка. Раньше же электричества не было в домах, — вспоминает Валерий Ковязин.
Его отец — Михаил Ковязин — работал старшим машинистом на железной дороге. Когда о нем зашла речь, то Валерий Михайлович сразу сказал, что его отец был «большим человеком». Это не просто слова: Михаил Ковязин управлял паровозом, который сейчас стоит в качестве музейного экспоната у ДК «Железнодорожник». Именно этот паровоз стал лучшим в СССР в 1945 году. Можно сказать, что отец тренера Ковязина был одним из последних тюменцев, который увидел закат «эпохи пара» в Тюмени: в 60-е на смену паровозам пришли тепловозы.
Тюменец помнит и старый вокзал, построенный в 1885 году. Станция увидела приезд Николая II, отрекшегося от престола, но не пережила строительство нового вокзала. Об этом Валерий Ковязин сейчас сильно сожалеет.
— Разобрали старый вокзал, дурачки. Его чуть ли не взрывали. Там стены во-о-от (Широко разводит руками.). Красота была! Сейчас бы к нему пристроили этот сарай (имеет ввиду новое здание вокзала — Прим. авт.) и ради бога, пусть стоит, — говорит тюменец.
Поселок Андреевский тех времен, по его словам, сильно отличается от того, что здесь есть сейчас. Раньше тут стояли одни частные дома. Высоток не было и в помине. Многоэтажные дома начали строить у железнодорожного вокзала только в последние десятилетия.
Территория котов
Если вам завяжут глаза, а потом отведут в один из дворов в отрезке улиц между Волгоградской и Мира, то вы вряд ли догадаетесь, где оказались. Вокруг вас будут какие-то странные дома, не типичные для Тюмени, и почему-то очень уютные дворы.
За домом на Волгоградской, 41 мы обнаружили лавочку, на которой сидели промокшие под дождем мягкие игрушки. Возможно, это местный дизайн. Найти хозяина бедолаг мы не смогли. Зато рядом стоял Железный человек. Конечно, не Роберт Дауни-младший, а его картонная броня.
Высокотехнологичный герой комиксов очень необычно смотрелся на фоне деревянного сарая. Такого в кино вы точно не увидите.
Большинство домов скоро начнут расселять и сносить. Вероятно, на их месте вырастут десятиэтажные коробки. Но пока район не застроили, у тюменцев еще есть возможность насладиться провинциальной эстетикой старой Тюмени.
Удивительно, но здесь очень любят котов. Из окон за нами постоянно наблюдали кошачьи глаза, а из-за углов то и дело выглядывали пушистые дозорные района. Один раз мы встретили собачку, загорающую на окне. Хозяева сделали для нее специальную перегородку, чтобы она не выпала во двор. За загорающей собачкой, кстати, торчала пушистая морда кота. Никуда от них не деться.
Эти дома построены в 40–50-е годы, но для района это не рекорд. На улице Большевиков стоят дома с 1930-х годов. В них до сих пор печное отопление. Водопровода нет. В 2017 году у дома на Большевиков, 11, построенного в 1935 году, от снега продавило крышу. Жильцов пришлось временно расселить. Сейчас крыша сверкает, как новый хромированный бампер на старых «жигулях».
Рядом с домом расположена мусорка-свалка — один контейнер, окруженный кучей мусора. Местные власти не спешат убирать мусор, хотя после реформы со всех берут деньги, как положено.
На этой улице живет пенсионер Александр Десятов. Мы его встретили, когда он копался в старой «Газельке», которая, видимо, раньше была маршруткой. Сначала мужчина тоже был немногословным, но потом разговорился.
У 62-летнего Александра Десятова шестеро детей. Младшему пять лет. Супруге, кстати, 39 лет. Двое детей уже выросли. Остались только маленькие. Все они живут в аварийном доме.
Один из его сыновей — Эдуард Алимбаев — пропал в 2008 году. Утром мальчик отправился в школу, но домой так и не вернулся. Школьника искали по всему городу. Обследовали лесополосу в районе железнодорожного вокзала и Стрелы, где и пропал Эдик. Но никаких следов ребенка обнаружить не удалось.
Отец рассказывает, что ему предлагали признать сына погибшим, но он категорически отказывается.
— Он бы сейчас в армии был... Нас заставляли признать его умершим. Но кости мне не предоставили. Я отказался, — категорично говорит Александр Десятов.
За свою жизнь Александр Десятов успел послужить штурманом на корабле. Сейчас он в основном возится со своими маленькими детьми.
Тюменец не хочет переселяться в квартиру. Говорит, что даже согласен на капитальный ремонт своего аварийного дома — лишь бы остаться жить тут и дальше. Объясняет, что в квартире можно «заплесневеть» от скуки. Но сейчас ситуация с его домом плачевна — крыша гниет и разваливается, а починить её самостоятельно возможности нет.
Дом Десятова соседствует с железной дорогой. Регулярно по ней проносятся составы. Тем, кто не привык, очень тяжело от постоянного шума и гула, но тюменец признается, что даже не слышит этих звуков — привык за долгие годы.
Будущее района
Глобальных планов на развитие территории за железнодорожным вокзалом у городских властей нет. Пока решается вопрос расселения и сноса аварийного жилья. Всё это произойдет ближе к середине 20-х годов.
Судьба домов на Большевиков решится к 2024 году. Некоторым к тому времени исполнится 90 лет. Ряд зданий на Волгоградской и вовсе собираются расселить к 2030 году.
Пока никакой известный застройщик не проявил интерес к этой территории. Но если когда-нибудь тут появятся многоэтажки, то сложно представить, как будут продаваться квартиры — ведь неподалеку круглые сутки проносятся грузовые составы и пассажирские поезда. Сейчас в районе продается только вторичное жилье. Стоимость квадратного метра варьируется от 50 до 70 тысяч рублей. При желании можно найти и за 38 тысяч рублей. Большинство продаваемых квартир находятся в домах, построенных до 1960 года.
Тем не менее район кажется уютным и немного пустынным. Любители железнодорожной романтики будут чувствовать себя как дома. Можно каждый день ходить на ж/д переход и смотреть на прибывающие поезда.
Вы когда-нибудь были в этом районе?
Мы продолжаем исследовать Тюмень. Если вы живете в интересном районе и хотите нам помочь в написании следующего материала, то свяжитесь с автором рубрики Артуром Галиевым через соцсети или по тВ елефону 8 922 47-90 (Telegram, Viber, WhatApp).