Татьяна Драчева в 2006 году купила квартиру в доме № 148 на улице 30 лет Победы. Из окна квартиры на шестом этаже хорошо просматривается железная дорога. При сделке она не придала этому значения — подумала, что проходящие мимо поезда дискомфорта не доставят. И оказалась права. Проходящие мимо поезда шума практически не создают, но вот сортировочная горка напротив десятиэтажки превратила жизнь женщины в ад — безрезультатные бесконечные суды, жалобы, переписки. От безысходности тюменка регулярно выходит на одиночные пикеты. Так она пытается привлечь внимание властей к своей проблеме — громкому визгу, который издают грузовые вагоны при торможении. Скрежет слышно круглыми сутками даже при закрытых окнах.
Сортировочная горка — сооружение на территории железнодорожной станции в виде горки, на которой уложены пути, предназначенное для формирования и расформирования составов поездов.
Странности в документах
Татьяна Драчева полагает, что при строительстве допустили нарушения, но никому до этого нет дела. Во всех инстанциях на её подозрения отвечают, что всё законно.
— Дом построен на основании разрешения на строительство, которое выдано 30 сентября 2004 года. Акт ввода дома в эксплуатацию подписан 8 октября 2004 года. Получается, дом построили за восемь дней? Вывод: документы подписывали задним числом. Строили дом с осени 2003 года, а разрешение на строительно-монтажные работы выдано 4 октября 2004 года. А если дом строился без разрешений, то узаконить его можно только через суд, — рассказывает Татьяна Драчева. — По данным фактам я обращалась в Следственный комитет, там уже восемь лет документы лежат. Сначала отказывали, потом отменяли отказы в возбуждении уголовного дела. Все говорят, что всё законно.
Все эти факты о многоэтажке она узнала в ходе судебных разбирательств — тюменка требовала от застройщика «ТДСК» заменить квартиру из-за шумов. Специалисты Роспотребнадзора неоднократно делали замеры в ее квартире — ночью уровень шума достигает 60–75 децибел при норме в 45 децибел. Женщина считает, что строители нарушили нормы, по которым должны были измерять уровень шума от сортировочной горки, и возводить дом уже на расстоянии, где шум в пределах нормы.
— Застройщику выдали планировочное решение, где указали, что рабочий проект нужно разработать в соответствии с действующими нормами, в которых указано, что от сортировочной горки нужно строиться на основании измерений шума. Но ничего не измеряли. В заключении санитарно-эпидемиологической экспертизы таких показателей нет, нигде не упоминается, что рядом проходит железная дорога, и находится сортировочная горка, — поясняет женщина.
Строители, по её словам, так и не прошли госэкспертизу. В августе 2004 года главное управление строительства ответило «ТДСК», что проведение экспертизы нецелесообразно, поскольку «строительство зданий завершено, ведутся отделочные, сантехнические, электромонтажные работы внутри здания, проложены все инженерные сети, начаты работы по благоустройству».
Судебные тяжбы
Многие советуют Татьяне Драчевой продать квартиру и переехать. На такой шаг женщина идти боится — новый собственник легко оспорит сделку из-за наличия шумов.
Тюменка прошла несколько судов в России и дважды дошла до Верховного суда. При первом рассмотрении суд встал на ее сторону, но апелляция и последующие решения его отменили.
— Центральный суд Тюмени обязал «ТДСК» предоставить аналогичную квартиру, я была в шоке. В апелляции проиграли, поскольку квартиру купили не у застройщика, а у частного лица, хоть он и не строил многоэтажку. Потом было еще несколько судов, но все не в мою пользу. Россия меня не защитила, здесь уже все прошли. Роспотребнадзор молчит, имея все протоколы измерений уровня шума. В мае прошлого года отослала иск в Европейский суд по правам человека. Жду решения.
Суды встали на сторону застройщика.
В компанию «ТДСК» редакция сайта 72.ru направила запрос с просьбой рассказать, почему не были проведены замеры шума перед началом строительства, как проходило согласование многоквартирного дома и в какие сроки, как получилось, что между выдачей разрешения на строительство и вводом дома в эксплуатацию прошло несколько дней. Ответы были получены не на все вопросы.
— Информация, указанная Татьяной Драчевой, каждый раз тщательно проверялась уполномоченными органами. А ее исковые требования оставлялись судами различных инстанций без удовлетворения. Вопросы, указанные в запросе, также были предметом рассмотрения в многочисленных судебных заседаниях, — комментируют в компании «ТДСК». — Суды сочли установленным тот факт, что выбор земельного участка, обстоятельства получения согласия от всех уполномоченных органов, выдача разрешения на строительство дома, а также приемка законченного строительства дома согласованы контролирующими органами в соответствии с действующими на тот момент требованиями законодательства. Судебные органы сочли доводы Драчевой о нарушениях, допущенных при строительстве дома, необоснованными. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о надуманности и несоответствии действительности утверждений, указанных Драчевой в своих исковых заявлениях и жалобах.
Представитель застройщика указал и на то, что при покупке квартиры у Татьяны Драчевой была возможность осмотреть прилегающую территорию, услышать звуки, доносящиеся со станции Войновка и отказаться от покупки. А за 12 лет, которыми женщина владеет квартирой, она и вовсе могла уже продать жилье и купить другое, но не сделала этого.
Вредны ли шумы
Специалисты Роспотребнадзора установили, что уровень шума от сортировочной горки превышает предельно-допустимый уровень и не соответствует требованиям СанПиН. У населения, проживающего под воздействием транспортного шума, возможны следующие нарушения: при пороговых уровнях шума от 35–60 децибел — нервозность, расстройство сна, вегето-сосудистая дистония; при пороговых уровнях шума 65–70 децибел — повышение кровяного давления, развитие гипертензивной болезни сердца.