Когда-то на берегу Туры, в самом центре Тюмени, стояли шесть стальных гигантов — венгерские портальные краны на рельсовом ходу. Их заводские имена — Ганцы и Альбрехты. До наших дней уцелели лишь два.
Установленные в 1958 году, эти машины высотой почти 53 метра с размахом стрелы 30 метров были сердцем местной промышленности. Они участвовали в строительстве крупнейших предприятий города, поднимая грузы до 5 тонн. Но время шло, эти титаны устарели, да и порт как центр торговли утратил актуальность.
Сейчас на месте бывшего речного порта Брусника возводит новый район. Компания взяла на себя большую задачу — превратить промышленных гигантов в арт-объекты. Это решение было продиктовано желанием сохранить историческую память и создать новое культурное пространство.
Портальные краны — это символы индустриальной эпохи Тюмени. Их превращение в арт-объекты — это попытка сохранить память, сберечь дух места.
В мировой архитектуре есть несколько ярких примеров, где подобные краны были вписаны в жилые районы, взяв на себя новую роль портовых музеев под открытым небом, предоставляя ностальгический и непосредственный взгляд на раннюю судоходную отрасль городов.
Более компактный Ганц уже переехал на новое место, к первому дому проекта (Профсоюзная, 6/1). Он станет центральным арт-объектом на площади между домами.
Ремонт и сборка 53-метрового крана заняли несколько месяцев. Из соображений безопасности специалисты демонтировали электродвигатели и лестницу, позволявшую машинисту забираться в кабину, заварили все технические люки и входы и зафиксировали поворотную часть конструкции.
В течение двух месяцев пять специалистов ремонтировали имеющиеся детали и частично изготавливали новые. Еще три месяца заняли пескоструйные работы и окраска. На придание крану цвета ушло две тысячи килограммов краски.
— Мы достаточно долго размышляли, как будет выглядеть Ганц, — рассказывает директор Брусники в Тюмени Виктор Корчагин. — Над эскизами крана работали три художника, известных в России и за рубежом. Но в итоге мы склонились к самому минималистичному варианту. Но внешняя простота решения скрывает глубокий смысл. Красный — цвет движения. Он олицетворяет энергию, которой был пропитан речной порт на протяжении более чем ста лет. Одновременно мы превратили кран в подобие маяка, в объект, на который можно ориентироваться.
Предстоящей весной Брусника благоустроит территорию вокруг арт-объекта.
Второй сохранившийся кран останется в прибрежной зоне и станет частью нового общественного пространства, которое будет доступно для всех горожан.
По задумке набережная будет разделена на функциональные блоки: природная, индустриальная и городская части. Уже в 2026 году на ней появятся первые элементы масштабного благоустройства, в числе которых детская площадка с водными игровыми объектами, футбольная и баскетбольная площадки, велодорожки, настольный теннис и зона воркаута.
На этой территории расположен причал, который Брусника приобрела в ноябре 2024 года. В будущем здесь появится велопешеходный мост, который соединит новую набережную с заречной частью Тюмени и станет частью большого пешеходного маршрута, проходящего через район речного порта и исторический квартал, который также восстановит Брусника совместно с тюменским реставратором Сергеем Вобликовым.
Все публикации о прошлом, настоящем и будущем Речного порта собрали на одной странице.