В последние месяцы в нашем городе появилось новое явление. По вечерам на улицах и в парках можно встретить мужчин, которые решили самостоятельно заняться охраной общественного порядка. Некоторые горожане поддержали инициативу и одобрительно отнеслись к действиям активистов. Журналист 72.RU Никита Кифорук наоборот, считает, что это не совсем правильно, а действия молодчиков в масках похожи на самоуправство. Далее — от первого лица.
Добровольная охрана общественного порядка лишь звучит красиво. По сути толпа мужчин в масках и камуфляже, вооружившись камерами, объявляют себя борцами с преступностью. Они читают лекции прохожим и задерживают тех, кого подозревают в нарушении закона. Последних удерживают, досматривают, устраивают с ними фотосессию, после чего передают в руки полицейским.
Мотивация этих людей мне понятна: полиция, увы, не всегда справляется с запредельной наглостью наркоторговцев, которые считают город своей площадкой для «бизнеса». В некоторых районах закладки выкапывают даже днем, совершенно не стесняясь прохожих.
Но насколько правомерны действия добровольцев? Почему непонятные люди в масках возлагают на себя обязанности полицейских? Давайте разбираться.
Конечно, их стремление навести порядок похвально. Но в правовом государстве нет места самоуправству и самосуду. Задерживая людей, они не помогают раскрытию преступлений, поскольку доказательства наверняка изымаются ненадлежащим образом и к делу их не приобщить. Да и досматривать людей они не имеют права. Даже сотрудники полиции при досмотре привлекают понятых и составляют протокол досмотра.
Правильность оформления доказательств и правильное проведение следственных действий очень важно. Все доказательства должны быть получены в соответствии с законом, правильно зафиксированы, полны, изъяты в соответствии с УПК, и собраны компетентными специалистами — сотрудниками полиции или следователями. В противном случае дело может быть прекращено на любой стадии. И это лишь часть процессуальных нарушений, которые, как мне кажется, допускают общественники.
А вот сами общественники вполне могут стать фигурантами уголовного дела. На мой взгляд, в их действиях усматриваются признаки таких преступлений как самоуправство, незаконное лишение свободы и, судя по некоторым опубликованным кадрам, побои.
Эта ситуация напоминает истории с общественниками-хайпожорами из проектов «Лев против» и «СтопХам». Они вроде как боролись с нарушителями, но по факту лишь повышали собственные рейтинги, не решая проблему.
Важно не путать активизм с правосудием и понимать, что реальная борьба с преступностью должна проводиться в рамках закона. Общественники — это не полицейские. Они не имеют никакого права кого-либо задерживать, досматривать и тем более, применять силу.
В итоге, мы видим, что действия добровольцев, хоть и вызвано благородными побуждениями, не решают проблему наркопреступности. Их действия несут в себе риск правонарушений. Конечно, нельзя закрывать глаза и проходить мимо правонарушений и преступлений. Об этом нужно сообщать полицейским. Стоит понимать, что борьба с преступностью — это дело специалистов, а не самоуправство.
Да и согласитесь, не очень приятно встретить в темноте толпу крепких молодчиков в масках. Вряд ли придет в голову, что это охранники порядка. Да и какое у них представление о порядке — никто кроме них не знает.
Вспомним те же казачьи дружины. По ним видно, кто они, страха они не внушают. Встретив тех же казаков ночью в парке или на улице, я бы чувствовал себя спокойнее. А по большому счету, казаки лишь следят за порядком, прогоняют пьяниц и попрошаек. На большее у них попросту нет полномочий — они не сотрудники правоохранительных органов.
В СССР дружинники, добровольцы из числа граждан, патрулировали улицы, помогали милиции задерживать нарушителей и пресекать правонарушения. Они носили отличительную форму, красные повязки, не прятали лица под масками и были вооружены дубинками. Их главной задачей было создать атмосферу безопасности и повысить уровень доверия к власти.
Сейчас дружинники в России действуют в рамках закона «Об общественном патрулировании». Их деятельность регулируется и координируется органами внутренних дел. Дружинники могут патрулировать улицы, пресекать мелкие правонарушения, оказывать помощь потерпевшим и сотрудничать с полицией.
Однако, в отличие от советского периода, у них нет тех полномочий: они не могут задерживать людей, использовать оружие или проводить допросы. Их роль сводится к наблюдению за общественным порядком и вызову полиции в случае необходимости.
Проще говоря, охранять порядок — обязанность полиции и Росгвардии. На то они и правоохранительные органы. Максимум, что могут дружинники и любые граждане — это сделать замечание и вызвать полицию. А когда люди собираются в патрули и начинают бороться с преступностью — это больше похоже на самоуправство.
Об этом, кстати, недавно сказал начальник городской полиции Евгений Козлов.
— В последние недели в социальных сетях всплывали кадры с людьми в камуфляже, балаклавах. Они разговаривают с людьми, применяют силу. Никакого права на это у них нет, факты проверяют на наличие признаков экстремизма, — приводит слова Козлова Ura.ru.
Хочется, чтобы и руководство МВД, изучив эту ситуацию, сделало выводы и для себя. Мне кажется, появление таких «дружин» явно сигнализирует о том, что полицейские не вполне справляются с охраной порядка, а запрос на справедливость в обществе только растет.
Как вы считаете, нужны ли такие дружины?