RU72
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Тюмени
Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +16

1 м/c,

сев.

763мм 68%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,39
EUR 99,91
Город Строить дамбы и беречь как сокровище: тюменские власти и бизнес ищут способы возрождения Туры

Строить дамбы и беречь как сокровище: тюменские власти и бизнес ищут способы возрождения Туры

Одним из важных новшеств может стать внедрение общественного речного транспорта

В перспективе в Тюмени хотят внедрить общественный речной транспорт, который будет функционировать круглогодично

В планы по развитию Тюмени внесут внедрение водного транспорта — к такому решению пришли тюменские чиновники, застройщики и специалисты строительной сферы на первом паблик-токе на воде «Тура: лицом к городу». Во время речной прогулки представители власти и бизнеса обсудили будущее реки как важного инфраструктурного объекта нашего города. Тезисно рассказываем о главных идеях и предложениях с этой встречи.

Схема речного транспорта уже есть. Дело за малым — воплотить это в жизнь

«Нужно открыть реку для горожан»: позиция мэрии

— Мы находимся на пороге смены градостроительной парадигмы Туры. Генеральный план развития Тюмени в отношении нашей реки достаточно лаконичен. В нем, например, Тура отсечена от жилых кварталов проезжей частью. Несколько лет назад мы приступили к работе по изменению этого подхода, чтобы открыть реку для горожан, — рассказал заместитель главы города Владимир Третьяков.

Он напомнил, что Тура, можно сказать, уже поменяла три парадигмы. Первая, фортификационная, была в XVI веке, тогда река обеспечивала оборону города. Затем, в XVII–XIX веках, Тура рассматривалась в парадигме торговли, тогда Тюмень стала «торговым хабом», центром деловой жизни местного купечества. В XX веке, в эпоху индустриализации, вдоль реки появились и разрослись промзоны, некоторые из которых сохранились до сих пор.

Тюмень испокон веков зависела от Туры, на берегах которой появлялись торгово-промышленные и общественные предприятия

— Мы недавно обнаружили такой парадокс: у нас даже в советские годы река была отсечена от жилых комплексов. Чтобы к ней пройти, нужно было сделать крюк минимум с улицу. Два года назад стояла задача эти проходы [к реке] открыть, для чего потребовалось пересчитать транспортный каркас, чем мы и занимались. Новая парадигма в Генеральном плане пока еще не определена во многом потому, что мы только начинаем осознавать современную суть Туры. При этом сейчас вокруг нее идет масштабная застройка, девелоперы конкурируют за интерес и оригинальность своих проектов. Перед горадминистрацией стоит задача определить четкую и понятную роль реки в градостроительной ткани города и зафиксировать этот статус документально, — уточнил Третьяков.

Город рос, застраивался хаотично. Это привело к тому, что доступ к реке оказался затрудненным, а должно быть с точностью до наоборот

При этом важно учитывать, что прежде всего Тура — природный объект, это должно быть определяющим. Совместно с жителями, архитектурным сообществом и застройщиками мэрия хочет сформулировать три аспекта: архитектурный, рекреационный (набережные, пляж) и транспортный (интеграция реки в систему транспортной инфраструктуры).

— Самое главное — чтобы комфорт для жителей сохранился, даже когда Тюмень станет миллионником, — подытожил заммера Тюмени.

Беречь как драгоценность: мнение архитектора

Директор центра стратегического развития «Сибирь» Дмитрий Селивохин добавил, что к работе по интеграции Туры в жизнь города и горожан привлекают разных специалистов, а также студентов и обычных неравнодушных жителей. Он убежден, что прежде всего реку нужно беречь как настоящую драгоценность.

— Мы понимаем, что в перспективе [на ближайшие] 50 лет будет больно за воду на самом деле. Сейчас мы плывем по такой большой золотой реке, которую надо не просто использовать, а задействовать каждый ее сантиметр. Наверное, это и есть парадигма. Если посмотреть в разрезе архитектуры, то у всего есть свой метасимвол. Можно сказать, что река, как и улица, — проводник энергии. По Туре постоянно идет какая-то жизнь, она сменяется, и город является фильтром, где эта жизнь оседает, оставляя важные смыслы, — рассуждает Селивохин.

В стремлении как можно активнее застраивать береговую линию забывают о важном: относиться к реке нужно бережно, избегая ее загрязнения продуктами жизнедеятельности человека

Он уверен, что реку совершенно не используют, как можно было бы это делать. Для того чтобы Тура стала привлекательнее для горожан, необходимо создать инфраструктуру на набережной. И тогда, возможно, у тюменцев появится желание и стимул купить себе моторную лодку, чтобы, например, быстро и удобно добираться с окраины города в центр.

При этом не стоит забывать о существующей проблеме с обмелением Туры. Глава «Сибири» считает, что власти в состоянии повлиять на этот процесс. В частности, попробовать поддерживать нужный уровень воды в реке искусственно. По его словам, схожий опыт в Тюмени внедряют при создании студенческого кампуса: в озере Круглом создадут замкнутую экосистему.

Признак хорошей набережной — удобный спуск к воде без громоздких ограждений из бетона и металла
Еще один положительный момент — видовое разнообразие флоры и фауны. Нужно не избавляться от зеленых насаждений на набережной, а напротив, увеличить их численность, создав устойчивый зеленый каркас

— Что касается Туры, то для этого потребуются и шлюзы, и дамбы. Также можно последовать примеру Голландии, где с помощью земельных насыпей создают новый искусственный берег. Это помогает сделать течение реки чуть быстрее. На сезонные перепады можно повлиять, это лишь вопрос времени, — уверен эксперт.

Вот так, например, выглядит городская набережная в Туле. Сравните с тюменской и найдите 10 отличий

Руководитель «Сибири» считает, что в обозримом будущем удастся вплести Туру в новый центр города.

— Ближайший горизонт планирования должен быть не на 2040 год, а на ближайшие пять лет. Это должно стать одной из приоритетных задач как для администрации города, так и для застройщиков. Важно на этапе концептуального проектирования отступить от нормативов и привычных ходов, разработать стратегию развития речной экосистемы Тюмени, — обозначил Дмитрий Селивохин.

Необходимо возрождать судоходство: размышления девелопера

О том, что имеющиеся в Тюмени и регионе ресурсы используются сейчас не в полную силу, отметил и директор девелоперской компании Брусника Виктор Корчагин.

— Сегодня мы не задействуем весь этот потенциал. Даже сложно предположить, на сколько процентов мы его используем. При этом со времен становления города основным его объектом была река. Она была включена во все сферы жизни горожан, — говорит девелопер.

Благодаря реке, когда та еще была судоходной, Тюмень развивалась, став важным логистическим узлом. Со временем речные порты забросили за ненадобностью, их стало нецелесообразно содержать. При этом они остались на берегах Туры — как напоминание о бурном речном прошлом города. Есть все возможности возродить судоходство, но уже в новом формате. Например, пустить по Туре катер на воздушной подушке «Марс-2000» с посадкой до 20 человек.

Обычные маршрутки в Тюмени есть уже давно. Будущее — за маршрутками речными, которые никогда не стоят в пробках

— Необходимо будет лишь найти решения, которые можно будет использовать круглогодично. Сейчас такие варианты есть, и мы готовы к проработке этого вопроса, — заверил Корчагин.

Он также затронул вопрос обмеления Туры, обозначив, что в Тюмени необходимо внедрить так называемую водную стратегию. Например, можно строить дождевые сады, которые будут подпитывать реку. Но если и это не поможет, строительства дамбы на Туре станет единственным способом не потерять ее навсегда.

Так (или примерно так) будет выглядеть набережная Туры рядом с новым мостом, который свяжет Зареку с центральной частью Тюмени. Как вам?

Что мы еще рассказывали о Туре

С помощью мэрии мы выяснили, почему в реке запрещено купаться, и показали, где в обозримой перспективе появится городской пляж. Ожидаемо среди горожан нашлись те, кому выбранная новым мэром локация оказалась не по душе. Их веские и не очень доводы — в этом материале.

Всегда ждем от вас фото и видео, связанные с городскими событиями и происшествиями. Присылайте их на нашу редакционную почту 72@sholding.ru или в любой из этих мессенджеров:
Звоните8 (3452) 56-72-72
Мы в соцсетях

За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всём, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.

Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE4
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY3
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
54
ТОП 5
Мнение
Делают выбор стать блогером вместо журналиста. Тюменский колумнист вступил в дискуссию с доцентами ТюмГУ
Владимир Богоделов
Мнение
«За вторым — никогда». Тюменка — о том, почему больше не хочет заводить детей
Анонимное мнение
Мнение
«Учебник практически не открывал». Школьник рассказал о том, как год учился на дому
Анонимное мнение
Мнение
«Как-то она прятала перепившего ученика в шкафу»: журналист — о звонке любимому учителю
Анонимное мнение
Мнение
Быстрее автобуса? Пробуем добраться до работы на велосипеде по тюменским дорогам — эксперимент
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления