

В центре практически не осталось заброшенных и полуразрушенных исторических зданий. На это часто обращают внимание гости нашего города и, сравнивая с тем, что им доводилось видеть в других городах России, радуются за Тюмень. На первый взгляд, наши памятники архитектуры действительно выглядят достойно, но многие из них являются новоделами. Тюменский урбанист Дмитрий Велижанин в своей колонке объясняет, чем реставрация памятников отличается от строительства новых объектов, и негодует, почему в нашем городе нередко происходит подмена этих понятий. Далее — от первого лица.

Дом Рубцовой, в котором долгие годы находилась мастерская почетного гражданина Тюмени, архитектора и реставратора Вадима Шитова, восстановили после пожара. Памятник деревянного зодчества преобразился, но в нем практически не осталось подлинных элементов. Сохранились только декоративные пряники на воротах. Они живые, а всё остальное — нет.
В 2019 году объект культурного наследия регионального значения «Дом Ф. З. Рубцовой» пострадал во время пожара. Его реставрацией занималось ООО «Дизайн-2000». Именно эта компания выиграла тендер и получила контракт на сумму 56 миллионов 95 тысяч рублей.

Пряники и наличники на самом здании сделаны на станках для деревообработки с ЧПУ (числовым программным управлением. — Прим. ред.).
Станки с ЧПУ — это автоматизированные станки-роботы, которые могут производить операции по заданной программе без непосредственного участия человека.

Такую работу нельзя называть реставрацией. На улице Дзержинского сделали копию памятника архитектуры — новодел за 50 миллионов рублей. В нем почти нет подлинных элементов, как почти в 95% всего, что реставрируют в Тюмени. Комитет культурного наследия Тюменской области, позор вам. Процент утраты часто составляет 99%. Никто не заинтересован в сохранении настоящих памятников, на их месте просто строят новые дома. Да, они очень похожи, но это новоделы. Их возведение не стоит таких денег. Дом Рубцовой стоит больше 50 миллионов рублей, и еще около 5 миллионов было потрачено на проект работ. А по факту на месте мастерской Шитовых построили новый дом из современных материалов и по современным технологиям.

Цена работ получилась такая, как будто наличники сделали профессиональные резчики, а не станки. Тюменские «реставраторы» даже поленились отшлифовать уже готовые изделия, и там, где фреза обрабатывала против волокон, остался поднятый ворс.

Сруб дома тоже новый. От прежнего сохранились только несколько вставок бревен. Шлифовку сделали не скобелем и топором, а современной болгаркой. Стропила — силовые элементы без шип-пазов (столярный способ соединения деталей. — Прим. ред.) собраны на шпильки с гайками — это лень, деградация и незнание традиционных конструкций и креплений. Утратил свою идентичность и фасад дома. Его во время реставрации решили утеплить минеральной ватой.

Вот вы скажите, ну молодцы, что не снесли, а восстановили. Нет, на самом деле они уничтожили памятник. Памятник — это подлинность. У дома Рубцовой осталось только внешнее сходство. Даже цвета, в которые покрасили новодел, многим тюменцам показались неудачными.
В чем минус восстановления с помощью станков для деревообработки с числовым программным управлением? Это нарушение технологии традиционных ремесел. Да, это похоже, но это просто копия. И чем чаще всё изготавливается на ЧПУ, тем больше утрачивается традиционное ремесло резчиков.

Реставрация — это очень трудоемкий процесс. Он требует знаний, навыков, высокой квалификации и занимает много времени. А для того, чтобы разобрать и построить новодел, нужно быть просто строителем. Такая работа обходится в разы дешевле реставрации и не стоит 50 миллионов рублей.

Дом — красивая копия. С одной стороны, построили, а с другой — утратили оригинал. Представьте, что картины Мона Лиза и квадрат Малевича напечатают на плоттере, а оригиналы просто возьмут и выкинут. Качество печати будет выше. Квадрат можно сделать более черным и ровным. После такой реставрации картины станут ярче. У них не останется трещин на краске. Идеал?

P. S.
Недавно в Тюмени началось восстановление еще одного памятника архитектуры. На пересечении улиц Ленина и Челюскинцев закрыли забором и баннерами дом мещанина Нечаева — известного виноторговца. Сруб пока не разобрали, а это значит, что, скорее всего, его не будут менять, оставят подлинным. Что будет с обшивкой, наличниками и окнами — покажет время.


Согласны с автором?
Ранее мы подробно рассказывали вам о том, как на тюменской набережной восстанавливали контору пароходства и водонасосную станцию. После работ по сохранению этих исторических зданий из красного кирпича в них, по сути, не осталось ничего исторического.
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.