Тюмень постоянно растет вширь, ввысь, да куда угодно. Это неоспоримый факт. Огромное количество башенных кранов возвышается над новым жильем. Туда заселятся горожане или же гости, которые решили мигрировать в первый сибирский город.
Медленно, но верно, численность населения Тюмени идет к миллиону жителей. Возможно, с учетом всех проживающих в городе такая цифра уже достигнута. Официально же, по последним данным администрации, численность тюменцев составляет почти 860 тысяч человек.
Горожане активно обсуждают, что будет в будущем, когда Тюмень официально перешагнет порог в миллион жителей. Положены ли какие-то «плюшки», например, строительство метро? Надо ли специально готовиться к этому статусу? В конце концов, что поменяется в жизни рядовых граждан? Попробовали разобраться вместе с экспертами-урбанистами.
На что влияет статус миллионника?
— В целом статус миллионника — это такая скрепа, — рассказывает урбанист Аркадий Гершман. — То есть считается, что после миллионного жителя вы проснетесь в новом городе, где все проблемы будут решены. А до этой цифры всем наплевать на Тюмень. Естественно, это вообще ненормальная ситуация, нигде в мире такого нет. В советские годы был такой подход с учетом реализации госплана, но он был совсем иным. Госплан потихоньку возвращается. Если посмотрим на федеральные программы, на деление по группам городов, то увидим, что на миллионники смотрят чуть внимательнее и дают чуть больше денег. По сути, жертвуют малыми и средними городами — денег на всех не хватает.
Аркадий Гершман — урбанист, основатель канала и проекта «Город для людей».
Аналогичную мысль выразил другой опрошенный редакцией эксперт-урбанист Аркадий Каюгин. По его словам, официальный миллионный житель — это чисто символический статус.
— Статус города-миллионника не дает по сути ничего. Нет такого — «вот станем миллионником и тогда заживем». Это, скорее, символический статус. Да даже с символизмом сложно. Вряд ли будет что-то «и вот в Тюмени родился миллионный житель». Нет, этот горожанин будет явно приехавшим, а не родившимся в Тюмени. Недавно Росстат в очередной раз спрогнозировал естественную убыль населения, в том числе в крупных городах, — говорит Каюгин.
Аркадий Каюгин — известный тюменский урбанист. Неоднократно открыто высказывался насчет проблем с общественным транспортом, городских построек и некоторых тюменских проектов.
По мнению урбаниста, в Тюмень съезжаются студенты из области и соседних регионов, северные пенсионеры и трудовые мигранты. Толчком для привлечения новых людей в Тюмени может стать развитие промышленности.
— Развитие промышленности, какие-то крупные инвестиционные проекты могут стать толчком к росту населения — как к переезду к нам экономически активного населения, так и к удерживанию в городе бывших студентов. За ростом населения города должны успевать жилищное строительство, инфраструктура и транспорт. Если с вводом жилья проблем, казалось бы, нет, то вот с инфраструктурой — теми же школами и детскими садами — проблемы есть. В многомиллионной Москве все школьники учатся в одну смену, а в Тюмени, даже восьмисоттысячной, к этому еще стремиться и стремиться, — считает Каюгин.
Будет ли успешен город после того, как преодолеет цифру в миллион жителей? Кому всё же важна эта цифра? Рассуждает Аркадий Гершман.
— Насчет привлечения новых людей в город после того как Тюмень станет миллионником, этого точно ждать не стоит. Цифра важна ментально. Важно с точки зрения бюрократии, но при этом мы можем видеть, что есть очень неблагополучные миллионники типа Воронежа или, например, Волгограда. Им этот статус вообще не помогает, но при этом они всеми силами пытаются его сохранить и жертвуют эффективностью и остатками бюджета. Успех города не в этом. Поэтому ничего не поменяется, как город преодолеет этот рубеж, — говорит Гершман.
Метро или трамваи хотя бы появятся?
Одна из проблем развития городов-миллионников, которым может стать и Тюмень, по мнению наших экспертов, — это общественный транспорт. Должны появляться альтернативы маршруткам и автобусам, развиваться электротранспорт. Но в Тюмени, видимо, такого не ожидается.
— С транспортом вообще интересно. Если Тюмень в ближайшие годы станет городом-миллионником, то это будет единственный в мире (ну в России — точно) город-миллионник без электротранспорта. Раньше считалось, что городам, перешагнувшим этот рубеж, нужно метро. По современным представлениям, эта граница сдвигается ближе к 1,5–2 миллионам жителей. Остальным достаточно трамвая. Особенно в нашем случае, когда город делится на части рекой и железной дорогой, просто необходим вместительный и быстрый общественный транспорт, иначе никаких развязок и мостов не хватит, чтобы город не встал в пробках. Еще нужно сказать, собственно, о размерах города. В целом Тюмень достаточно компактный город для будущего миллионника. Особенно, если вместо застройки пригородных полей будет развиваться КРТ. С точки зрения развития транспортной системы — это наилучший вариант, хотя зачастую вызывает споры, — рассказывает Каюгин.
К сожалению, на метро тюменцам точно не стоит рассчитывать. Согласен с этим утверждением Гершман, называя и причины отказа от такого удобного вида транспорта.
— Точно могу сказать, что в Тюмени от статуса города-миллионника не появится метро. Его вообще зарубили практически во всех городах, потому что местные и областные власти не в состоянии заниматься этим вопросом самостоятельно. А федерального бюджета не хватает. Некоторые города смогли выпросить себе финансирование на продление некоторых веток. Это будет уже существующая сеть, ее будут апгрейдить, — говорит урбанист.
Отметим, что власти также официально ответили на вопросы о метро и трамваях. Их в городе не будет, несмотря на то, что в генплане Тюмени ветки для трамваев всё еще предусмотрены и нанесены на общую карту.
И что теперь делать?
Тюмень всё равно станет миллионником. Но что делать, как готовиться к этому статусу?
— С точки зрения общественной философии, надежды и мечты горожан, надо просто развивать себя. Нужно просто быть Тюменью. Посмотрите на Петербург, где просто всегда говорят, что они Петербург, а не вторая столица. Мы классные вот тем-то и тем-то, вот делаем это для развития своего города. В этом плане они самодостаточные и очень взрослые в плане городской культуры, — добавляет Гершман.
— Станет ли в итоге Тюмень городом-миллионником? Думаю, что да. Нужно ли к этому стремиться? Не думаю. А вот готовиться — обязательно, — считает Каюгин.
Разговоры о том, что Тюмень скоро станет миллионником, ходят уже давно. В мае спикер гордумы Евгений Заболотный предложил для достижения такого статуса присоединить Тюменский и Нижнетавдинский районы и, возможно, Исетский и Ярковский. Потому что в текущих границах достичь результата в короткий срок не получится. Тюменцы резко отреагировали на такую идею.
Что ждете от нового статуса в Тюмени в качестве миллионника? Можно выбрать несколько вариантов ответа
За новостями удобно следить в нашем Telegram-канале! Рассказываем там обо всем, что важного и интересного происходит в Тюмени и области. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Кстати, у нас есть еще и канал в Viber. Подписывайтесь на нас, нажав сюда.